Глава управления жилья о госквартирах в Алматы
В прошлом году в южной столице начали реализацию сразу двух государственных жилищных программ: общереспубликанской «Нурлы жер» и городской «Алматы жастары». О том, как встать в очередь на получение госжилья, сколько лет придётся ждать заветных ключей и где именно в городе распределят квартиры в этом году, редакция krisha.kz поговорила с главой Управления жилья и жилищной инспекции г. Алматы Ануаром Ускенбаевым.
— Ануар Ауезович, как вы считаете, сколько квадратных метров госжилья нужно вводить ежегодно, чтобы удовлетворить имеющийся спрос?
— Вопрос серьёзный. Согласно общереспубликанской статистике, у нас в стране на каждого человека приходится 21.6 кв. м жилья. Наверное, вы уже слышали последнее послание главы государства, где он дал поручение довести этот показатель до 30 кв. м. Конечно, предстоит большая работа.
Если говорить конкретно об Алматы, то только за прошлый год мы раздали около 6 тысяч квартир, или около 360 тыс. кв. м жилья. Год назад у нас в очереди стояло 18 255 человек. Распределив квартиры, за год мы снизили количество очередников примерно на 30 %. По факту каждая третья семья, стоявшая в очереди, справила Новый год в новой квартире. Сейчас на учёте стоит уже 20 644 человека.
Почему так произошло? За 12 месяцев в очередь встало около 8 тысяч человек. Говорить о том, что количество очередников сократится, было бы неверным. Чем больше квартир мы распределяем, тем больше людей хотят получить жильё от государства. А с введением программы «Нурлы жер» количество казахстанцев, подающих заявки, заметно выросло. Те восемь тысяч, ставшие очередниками в 2017 году, это только 40 % от всех, кто подал заявки. Не сумевших встать в очередь гораздо больше.
— Почему им отказали?
— В основном это те люди, которые не относятся к социальной категории, у них отсутствует трёхлетняя прописка или они уже имеют недвижимость. Для участия в «Нурлы жер», как и в существовавших до неё жилищных программах, к претендентам предъявляется ряд требований. Впрочем, все условия доступны на электронном сайте правительства и на нашем сайте. Подать заявку на получение жилья можно не только через ЦОН, но и через egov.kz. То же касается и ежегодной перерегистрации.
— То есть приходить в управление жилья и жилищной инспекции теперь вообще не нужно?
— Нет. Буквально год назад люди ночами стояли под нашими окнами в очередях, чтобы просто сдать документы или подтвердить свой статус нуждающегося. Теперь это осталось в прошлом. Порядок рассмотрения заявки в электронном правительстве довольно простой. Специфика сайта в том, что он работает через электронно-цифровую подпись. Человек берёт ЭЦП, подаёт заявление, а все необходимые документы система «притягивает» сама. Правда, есть минимальный пакет бумаг, которых в системе нет, но их сканированные копии можно прикрепить к заявлению (с перечнем документов можно ознакомиться по ссылке. — Прим. ред.). Дополнительные документы мы запрашивать не имеем права.
— Человек встал в очередь. Сколько времени пройдёт с момента подачи заявки до получения ключей?
— Что касается коммунального жилого фонда, который местный исполнительный орган предоставляет в аренду, то ждать придётся в среднем около 10 лет. Чем дольше человек стоит в очереди, тем больше у него шансов одним из первых получить направление.
Однако всё происходит гораздо быстрее, если очередник желает получить льготное ипотечное кредитование. Он может встать в очередь и в том же году получить кредит. Ограничений в этом направлении нет. Речь идёт об ипотеке от операторов ЖССБК и аренде с выкупом по линии КИК (не путать с субсидированной ипотекой, которую можно получить, обратившись напрямую в банк. — Прим. ред.).
— Можете рассказать подробнее?
— Если человек стоит в очереди, то он должен следить за объявлениями о начале приёма заявок на приобретение госжилья в СМИ («Крыша» регулярно публикует такие сообщения. — Прим. ред.) или на сайте управления жилья. Сами заявления принимаются на egov.kz, где при подаче следует выбрать комнатность. Далее сайт автоматически «притягивает» все необходимые документы. В среднем срок их приёма длится пять дней. После этого egov предоставляет нам выгрузку всех заявок, и в течение ещё пяти дней мы их обрабатываем.
Если все условия соблюдены, то мы одобряем заявку и высылаем очереднику в электронный кабинет направление на подтверждение платёжеспособности. Он должен его распечатать и прийти в отделение банка. Следует учесть, что финансовая организация запросит документы для проверки.
Как только платёжеспособность клиента будет подтверждена, в банке ему выдадут уведомление. После этого документы направят в жилищную комиссию, которая и примет решение. При положительном исходе человек получает кредит и заселяется в квартиру.
— Почему госжильё строится на окраинах города? В какие районы будут заселять очередников в этом году?
— Городские власти стараются развивать в Алматы полицентричность. Объекты не должны быть сгруппированы в одном месте. Последние годы активно застраивался Алатауский район. В прошлом году мы активно заселяли людей в домах в мкр «Алгабас», «Саялы» и в Атлетической деревне. Все они находятся в шаговой доступности от крупных социальных объектов, таких как «Алматы Арена», спецЦОН, Музей искусств и т. п. Не раз бывал в этом районе — мне нравится. Есть где погулять, всё освещено.
В 2018 году продолжим заполнять жилые комплексы в мкр «Саялы» и «Жас Канат» (Турксибский район. — Прим. ред.). К слову, на квартиры в последнем микрорайоне сейчас как раз проходит приём заявок.
— А что делать, если очередника не устраивает качество госжилья?
— За качество строительства отвечает подрядчик. Контроль за ходом строительства ведёт технический и авторский надзор. Единственное, что я хотел бы отметить, качество довольно необъективное понятие. Даже собственники премиум-жилья порой жалуются на недочёты в строительстве.
Мы же имеем дело с социальным жильём. Однако до того, как подписать акт приёма/передачи, всегда предлагаем жильцам выехать на объект и посмотреть свой будущий дом. Если во время осмотра будут выявлены недочёты, очередник может описать их письменно и отправить один экземпляр нам, а другой передать строителям. Подписать акт жилец вправе только после того, как все недостатки будут устранены.
Конечно, бывают скрытые дефекты, которые могут проявиться только с течением времени. Так вот, гарантийный срок эксплуатации новых домов составляет не менее двух лет со дня приёмки.
— Изменится ли стоимость госжилья в Алматы в ближайшем будущем?
— В настоящее время цены остаются прежними. Но как будет дальше, прогнозировать сложно — стоимость стройматериалов увеличивается, как ежегодно увеличиваются и сметные коэффициенты.
— Насколько мне известно, сегодня строительство и распределение квартир продолжается по существовавшим до запуска «Нурлы жер» жилищным программам. Можно ли сейчас встать в очередь, к примеру, на распределение квартир в аренду с выкупом?
Жильё в аренду с выкупом, как и по другим старым программам, получат только те, кто встал в очередь на момент их действия. Всего за 2017 год жильё по этому направлению получили 3 135 человек. В 2018 году оно будет распределяться среди тех, кто уже стоит в очереди.
Что касается «Нурлы жер», то в 2018 году планируется сдать первые многоэтажные дома, квартиры в которых будут распределяться в аренду без выкупа и без права приватизации. Получить такое жильё смогут социально уязвимые слои населения. Стоимость в Алматы составит 200 тг за квадратный метр.
— Как прошла реализация первого этапа программы «Алматы жастары»? Могут ли рассчитывать молодые алматинцы на получение кредитов на первичное жильё под 5 % годовых в 2018 году?
— Всё зависит от бюджета. Пока о продолжении программы говорить рано. Но отклик по реализации пилотного проекта был большим. Уникальность в том, что «Алматы жастары» предназначена именно для алматинцев. Причём были расширены возрастные ограничения — до 35 лет, а требование по прописке в городе сокращено с трёх лет до одного года. В других городах аналогов программы, насколько мне известно, пока нет.
В программе отсутствует первоначальный взнос, а кредит выдаётся под достаточно низкий процент. В прошлом году на реализацию пилотного проекта выделили 1 млрд тенге. Думаю, «Алматы жастары» вобрала в себя лучшие технологические решения из различных госпрограмм. Во-первых, акиматом был разработан специальный интернет-ресурс, где принимались заявки от участников. Отмечу, что часть документов автоматически «притягивалась» из электронного правительства. Во-вторых, была специально разработана балльная система, то есть баллы начислялись в зависимости от количества прожитых лет в Алматы, наличия детей, стажа работы и т. д. В-третьих, была сформирована жилищная комиссия из представителей общественности, молодёжи, блогеров, СМИ и госорганов. Всего за время реализации «Алматы жастары» к нам поступило свыше 6 тысяч заявок.