Трансформация Алматы: что ждёт город?
Последние два года стали для Алматы переломными — мегаполис начал активно трансформироваться в «город для людей». В этой связи был создан Центр урбанистики, ставший диалоговой площадкой между алматинцами и городскими властями. Именно его специалисты курировали разработку проекта реконструкции улиц и обновления Арбата.
Мы встретились с главой центра Натальей Левински и поговорили о произошедших в прошлом году изменениях в Алматы, критике российского блогера Ильи Варламова и масштабных планах на этот год.
— Давайте начнём с вопросов относительно нашумевшего проекта реконструкции улиц. Проводились ли какие-либо подготовительные работы перед его запуском?
— Да, началу реализации предшествовали исследования сложившегося центра, изучение истории, объектов, проходимости существовавших на тот момент общественных мест. После этого были определены улицы для реконструкции, затем проведены небольшие наблюдения и замеры. К примеру, полтора года назад мы с командой в будний день прошлись по ул. Панфилова, на участке между ул. Кабанбай батыра и Гоголя. Здесь было припарковано 382 машины! При этом за час прошло всего 50 пешеходов. Тот же эксперимент повторили осенью 2017-го, уже после реконструкции. За 10 минут по ставшей пешеходной улице прошло 84 человека. Она стала комфортной для прогулок, и это здорово.
Сейчас мы продолжаем вести статистику. Также считаем, сколько человек пользуется скамейками, как много времени они проводят в пешеходной зоне, правильно ли расположена общественная мебель или дерево и т. д. Важно понять, насколько эффективно люди пользуются созданной инфраструктурой. В зависимости от этого будут приниматься решения о дальнейшем преобразовании городского пространства.
— Отмечаете ли вы какие-либо недоработки уже после окончания строительных работ?
— Определённые погрешности были, но не глобальные. В основном проблемы появились уже в процессе эксплуатации. К примеру, некоторые скамейки неплотно прилегали к столбам и другим поверхностям, из-за этого образовывались щели, в которых скапливался мусор. Достать его оттуда коммунальным службам было проблематично. Также где-то провалилась брусчатка или откололась тротуарная плитка. Такие недочёты выявляются только во время эксплуатации, поэтому мы регулярно делаем обход и составляем списки проблем, которые нужно решить. Хочу заметить, что подрядная организация, согласно договору с акиматом, обязана в течение двух лет устранять все возникающие недочёты.
— Приезжавший недавно российский блогер Илья Варламов наделал много шума, назвав Алматы очень опасным городом. Что вы думаете на этот счёт?
— Насколько я помню, его критика сводилась к небезопасным перекрёсткам и велодорожкам. Что ж, у нас, у проектировщиков, действительно небольшой опыт формирования велоинфраструктуры, поэтому, к сожалению, возникли казусные проекты, взять тот же перекрёсток на ул. Панфилова и Гоголя. Здесь я с ним соглашусь.
И да, не везде у нас в городе есть тротуары, это действительно так. А те, что есть, не все безопасны. Раньше была развита идея, что нужно делать город удобным для автомобилей: расширять дороги, строить развязки, создавать нужную инфраструктуру. Тогда очень редко обращали внимание на нужды пешеходов.
Но сейчас началась большая работа по трансформации города. Да, допускаются ошибки. Но это как в диктанте — если есть небольшие недочёты, он ведь не будет считаться полностью провальным, верно?
Что касается горящих днём фонарей на Панфилова (это удивило и возмутило зарубежного гостя. — Прим. ред.), то обычно в это время они выключены. По всей видимости, блогеру удалось зафиксировать уникальный случай. Ещё он спросил, зачем на пешеходной улице высадили «маленькие деревья». На самом деле это трёхлетние, а где-то и пятилетние деревья, то есть вырастут они достаточно быстро.
Некоторые другие высказывания, к примеру «слишком большое количество лавочек на Панфилова», на мой взгляд, безосновательны. Ещё отмечу, что не везде велосипедные дорожки сделаны ужасно, в городе много мест, где ими действительно удобно пользоваться.
— Где например?
— На ул. Жибек жолы, за ТРЦ Silk Way, от ул. Кунаева до Центрального парка культуры и отдыха. В любом случае в скором времени будет разрабатываться общая схема велодорожек по городу с учётом существующих. По ней мы создадим некий регламент, стандарт того, как нужно их правильно обустраивать. Сеть велодорожек будет частью единой цепи, соединяющей все районы и парки, так называемый зелёный коридор.
— На ул. Гоголя посреди велодорожки растёт дерево. Как так вышло и что теперь с этим делать?
— Проектировщик допустил ошибку при разработке плана. Такое случается. К сожалению, не все наши практикующие архитекторы делают проекты по современным стандартам. Проектировать от линии до линии, смотреть с высоты птичьего полёта — это уже устаревшие подходы. Важно и нужно изучать проект комплексно, принимать во внимание подъезды для обеспечения людям доступа к территории, обращать внимание на близлежащие участки. Если ты проектируешь ЖК, то смотреть дворы, тротуары, въезды/выезды, как это отразится на машинопотоке, создаст ли конфликты между пешеходом, велосипедистом и машиной и т. д.
В данном конкретном случае одним из вариантов исправить ситуацию, на мой взгляд, является перенос существующей велодорожки на дорогу, естественно с буферной полосой, ограждающей её от машин. По-хорошему она должна идти по проезжей части, потому что велосипедист тоже участник дорожного движения. И пешеходам, и водителям к этому нужно привыкать.
Мы планируем проводить обучающие воркшопы специально для проектировщиков, строителей, сотрудников акимата. При этом все упущения и недочёты будут приняты во внимание при разработке руководств по организации общественных пространств в мастер-плане.
— А что будет представлять из себя мастер-план и чем плох существующий ныне генеральный план?
— В этом году мы планируем разработать концепт-план, из которого сформируется дальнейшая модель городского планирования. На её основе будут приняты конкретные решения развития Алматы на ближайшие годы. В 2019-м начнётся разработка мастер-плана.
Обычно весь процесс занимает около трёх лет. В целом его разработают с учётом полицентричности. Будут предусмотрены единый архитектурный стиль города, точки притяжения, рекомендации к формированию и развитию районов, так называемые дизайн-коды к домам, улицам, тротуарам, вывескам и т. д. Последнее уже начало разрабатывать городское управление архитектуры. Там будет учтено абсолютно всё, вплоть до того, будет ли входная группа состоять только из ступенек или она должна находиться на одном уровне с тротуаром.
Кстати, об архитектурном стиле. Сейчас его в городе просто нет. У нас есть уникальные объекты, историческое наследие, но всё это теряется в городском пейзаже. Существующий генплан неоднократно подвергался критике с нашей стороны, жителей, профессионалов. Часть архитекторов и планировщиков отстаивали правильность каких-то вещей, несмотря на то что с учётом мировой практики их следовало бы изменить.
В дальнейшем мы намерены организовать несколько центров в городе. Так, второй, возможно, будет находиться в Бостандыкском районе, как мы предполагаем, где-то вблизи пересечения ул. Розыбакиева и пр. Аль-Фараби. Место выбиралось с учётом плотности населения и расположения юрлиц. После этого появятся и другие центры. Инфраструктуру планируется развивать в каждом районе.
В 2016-м мы провели исследование города, на основе которого было выявлено несколько уже сформированных центров, помимо исторического. Сколько всего их будет в Алматы, мы будем обсуждать совместно с казахстанскими и зарубежными специалистами в рамках концепции мастер-плана. Мы провели переговоры с экспертами из Сингапура, Испании, Канады, Германии и Великобритании и изучили их опыт.
Хотим утвердить новую политику, когда архитекторы не сами придумывают и внедряют какие-то вещи, а спрашивают мнение жителей города. Сейчас это уже происходит через организацию и проведение городских мастерских.
— То есть на них любой алматинец может предложить свою идею?
— Да, городская мастерская — это некий двух-трёхдневный workshop, посетить который могут все желающие, будь то жители или гости Алматы. Обычно мы приглашаем спикера, профессионала в определённой области, например по городскому планированию, и он читает лекцию о том, какие есть мировые тренды и как правильно их реализовать в нашем городе. Узнать о проведении workshop можно на сайте Центра развития.
Во время обсуждения слушатели вносят свои предложения, а потом мы выезжаем на место, изучаем его. Если речь, например, идёт о той же городской навигации, то вместе с лектором, учениками и другими профессионалами выбираем, где установить таблички, в каком виде они будут удобны и читабельны, сколько их нужно и др. Как только основные аспекты определены, мы приглашаем специалистов, которые могут это доработать: дизайнеров, урбанистов, планировщиков. В итоге участникам мастерской демонстрируются готовые решения, горожане вносят свои коррективы, а потом ответственными госорганами всё это реализуется. В первый раз мы организовали подобную мастерскую, когда показывали процесс трансформации трамвайного депо в Алматы.
Кроме того, любой житель города может направить своё предложение в Open Almaty или напрямую к нам, в Центр (ул. Байзакова, 280). Таким же способом можно оставить жалобу на работу коммунальных служб, износившиеся коммуникации, отсутствие света и т. п.
Ещё хочу добавить по поводу инициативности горожан. Как-то к нам обратилась пожилая пара, живущая в верхней части города. Им очень понравилась идея пешеходных улиц, и они предложили сделать таковой ул. Жолдасбекова. В деталях придумали целый план по её трансформации, подсчитали количество кафе, магазинов, проходимость и время, за которое люди доходят от остановки до дома. В итоге мы заинтересовались их предложением и сейчас рассматриваем эту улицу как потенциально пешеходную.
— А какие проекты запланированы на этот год?
— Прежде всего начнётся масштабная реконструкция 16 парков и скверов. Они будут преобразованы в современные места для отдыха. Думаю, уже весной проекты утвердят на Градсовете, после чего начнутся работы.
В Алматы есть проблема — все парки сконцентрированы в историческом центре, то есть в Алмалинском и Медеуском районах. А в том же Ауэзовском только два сквера, и это несмотря на то, что там проживает громадное количество людей. В остальных районах схожая ситуация: общественных мест либо дефицит, либо они находятся в плохом состоянии. Мы хотим, чтобы у жителей любого из районов в пешей доступности был благоустроенный парк, ничуть не хуже, чем в центре города.
Каждому парку планируется придать индивидуальность, сделать его комфортным и внедрить там новые технологии. Кстати, о них сейчас мы ведём переговоры с компанией, производящей уличные фонари. Возможно, они станут раздавать Wi-Fi.
В 2018 году также будут реконструированы проспекты Абая, Назарбаева, Абылай хана, улица Толе би и набережная Малой Алматинки. Сейчас на сайте управления архитектуры и градостроительства проводится опрос алматинцев относительно того, как будут выглядеть фасады зданий на этих улицах. Так как объекты являются основными участниками пешеходного пространства и внешнего эстетического облика города, именно они играют важную роль для горожан, несут свою функцию.
— А что если большинство алматинцев проголосует против предлагаемых проектов?
— Будем переделывать! Дорабатывать их с учётом пожеланий граждан. Тех, кто выступает против изменений, достаточно и сейчас. Некоторые переживают за то, что будут применяться некачественные или слишком дорогие материалы, другие просят оставить фасады некоторых зданий без изменений, так как они имеют историческую ценность, третьи опасаются сруба деревьев. Все мнения и голоса учитываются. Мы не будем делать что-то вопреки желанию самих жителей.
— К слову, кто на этот раз выступает в качестве автора проектов реконструкции? Ведь Центр урбанистики даёт только рекомендации.
— Всё верно. Основные работы выполняет НИИ «Алматыгенплан». Также в разработке принимают участие специалисты ТОО «ЦентрГрадПроект» и ПИ «Алматыгипрогор-1». Эти компании выиграли тендеры. В целом разработать проектно-сметную документацию (далее ПСД. — Прим. ред.) и подвести итоги опроса мы намерены до конца февраля, а начать работы — весной, при позитивном сценарии развития событий.
— Сколько денег потребуется для реализации проектов?
— Точная сумма затрат пока не известна. Представленные чертежи являются частью разработки ПСД. Только после её завершения будет формироваться сметная документация, затем будет проведена экспертиза и только после — обсуждаться вопрос о выделении средств.
Спасибо за интервью!