Проблема пустующих земель в Алматы усугубляется год от года. К выявленным в конце 2015-го — начале 2016 года 602 земельным участкам к концу 2016-го прибавился ещё 91. Из них 16 принадлежат физическим лицам, 50 — юридическим, 25 находятся в собственности банков.

Большинство неиспользуемых земель предназначено для строительства коммерческих объектов: ТРЦ или многофункциональных комплексов с элементами социальной инфраструктуры. Также существует большое количество участков, принятых в собственность БВУ в результате обращения взыскания на заложенное имущество.

При этом нельзя сказать, что власти ничего не предпринимают. Для исправления ситуации делается всё возможное по законодательству. Как рассказали «Крыше» в Управлении по контролю за использованием и охраной земель г. Алматы, для освоения участков, полученных от государства или приобретённых на вторичном рынке, даётся три года (ст. 92 ЗК РК). По истечении этого времени власти проводят мониторинг и выявляют неиспользуемые земли.

Под формулировкой «не используется по назначению» понимается полное отсутствие какой-либо деятельности, а не, к примеру, использование по иному, чем указано в госакте, целевому назначению.

Заброшенные участки заносятся в информационную базу, а их собственникам, опять-таки согласно законодательству, вручаются предписания с уведомлением начать использование земли. Нарушителям для этого даётся год. К примеру, по выявленному 91 участку время икс для их владельцев наступит в июне — октябре этого года, затем власти снова проведут проверку. Если участки окажутся неосвоенными, то госорганы примут меры по принудительному изъятию через суд.

Сейчас проводятся контрольные мероприятия по предписаниям о необходимости использования земель по назначению, годичный срок по которым к настоящему времени истёк.

После вынесения судом положительного решения об изъятии участка права на него (собственности либо аренды) продаются на аукционах (торгах, конкурсах). Бывшему собственнику выплачивается сумма, оставшаяся после вычета расходов на организацию мероприятия. Если участок был предоставлен на безвозмездной основе, то он зачисляется в специальный земельный фонд без возмещения стоимости. Если продажа не состоялась после проведения не менее трёх торгов в течение одного года, то участок по решению суда вносится в специальный земельный фонд.

В то же время в управлении сетуют, что в процедуре принудительного изъятия коммерческих участков существуют определённые трудности. Государство не имеет цели выступать карательным органом и всеми способами даёт собственникам время для освоения. И они этим пользуются, не торопясь осваивать земли.

Сегодня главная причина простоев — финансовый кризис и отсутствие средств на строительство. По многим участкам ведутся наследственные тяжбы либо они постоянно перепродаются. Похожая ситуация и с землями, принадлежащими или находящимися в залоге у банков, — участками либо не могут распорядиться из-за отсутствия права собственности, либо продают следующему владельцу. А для него по закону вновь предоставляется новый срок освоения — три года, и так далее.

Напомним, в середине 2015 года председатель экспертного совета Республиканской палаты оценщиков Александр Калинин отметил невыгодность инвестирования в коммерческое строительство и предлагал использовать пустыри под жилую застройку. Правда, сделать это можно было только после изменения целевого назначения участка по решению акимата города.

В то же время некоторые положительные изменения сегодня есть. К примеру, на заброшенных участках Бостандыкского района намечено построить детские сады и школы, а в Ауэзовском — гипермаркет.