Казахстанцы смогут узнать, сколько пенсии съела инфляция
Казахстанцев будут информировать о том, сколько пенсионных денег сожгла инфляция. Об этом сообщила заместитель председателя правления АО «ЕНПФ» Сауле Егеубаева во время прошедшего сегодня в Алматы круглого стола под названием «Пенсионная система Казахстана. Есть ли „скелеты“ в шкафу?».
По её словам, в ближайшем будущем фонд с технической стороны проработает вопрос, касающийся добавления данных по инфляции и доходам пенсионных активов в выписки с индивидуального пенсионного счёта.
Также на мероприятии обсудили план по переходу от солидарной к накопительной пенсионной системе. Так, последние солидарные пенсии выплатят в 2041 году. По мнению представителей ЕНПФ, новая система позволит обеспечить высокую доходность пенсионных активов, превышающую инфляцию. В этом же году, согласно расчётам ЕНПФ, уровень дохода с учётом инфляции составит 1 %, в 2018-2019 годах — 0 % и только в 2020-2021-м — плюс 1 %.
Члены Общественного совета и приглашённые эксперты обсудили существующую модель системы.
Пётр Своик
экономист, член ОС— «Скелеты» из старого шкафа пенсионной системы сейчас попросту переносят в новый. И ведь он, этот шкаф, ещё даже не готов и не прорисован в деталях, есть только его эскизы. Нам презентуют действительно принципиально новую модель. Отрицательная доходность — это красивый термин, но не стоит забывать, что он означает убыточность. (...) Увеличение денег вкладчиков должно происходить не за счёт финансовых манипуляций, а за счёт развития экономики.
Ботагоз Жуманова
глава попечительского совета общественного фонда «Финансовая свобода»— Сегодня в «корабле» ЕНПФ есть большая трещина. Если мы посмотрим на инвестиционную структуру, то увидим, что достаточно большой объём пенсионных средств сейчас размещён в банковском секторе. Однако наши пенсионные вклады, размещённые в банках второго уровня, не попадают под систему гарантирования депозитов. А это значит, что при ликвидации банка вкладчики встанут в четвёртую очередь как кредиторы. (...) Вдобавок многие фининституты нарушают пруденциальные нормативы. То есть им могут в любой момент просто отказать в лицензии.
Она предложила распространить гарантии на пенсионные вклады и создать оперативную систему реагирования на нарушения со стороны банков.
Галим Хусаинов
директор BRB Invest— Главный вопрос: насколько они (банки. — Прим. ред.) отвечают тем требованиям, которые у нас есть в стратегии, защищают ли вкладчиков от одномоментной потери средств, гарантируют ли доходность, которая позволила бы выйти на достойную пенсию через 20–30 лет. 1.8 трлн тенге из 6 трлн пенсионных денег размещены в БВУ. При этом Нацбанк знает качество каждого банка. Пример — это Delta bank. Представляете, если бы такая ситуация произошла с большим банком? Не буду говорить, какой именно, но у него рейтинг ССС. Это дефолтный рейтинг, но у нас в этом БВУ была размещена большая часть пенсионных денег. Если бы государство не помогло, то это привело бы к потере колоссальных денег. В такой ситуации Нацбанк попадает в такую ловушку, когда, с одной стороны, он должен помогать банкам, а с другой — защищать интересы вкладчиков.
Он также добавил, что ещё одним конфликтом интересов является инфляция. Дело в том, что для разных социальных слоёв населения она различна и на среднюю «температуру по больнице» опираться нельзя. Так, по его мнению, для среднего класса инфляция составляет не 7 %, а 15–20 %. Всё потому что в продуктовой корзине людей с большим заработком преобладают импортные товары.
— Каков уровень реальной инфляции в стране, никто не знает, — заявил экономист.
Денис Кривошеев
экономический обозреватель— Очевидно, что необходимость в ЕНПФ отсутствует. Достаточно было организовать отдел в Национальном банке, который спокойно мог бы передавать половину денег государству в качестве вложений в их ценные бумаги, а вторую отправлять в частный фонд. Вы ежемесячно платите тысячам людей зарплату, содержите офисы, но в этом нет необходимости. В статье, которая гарантирует нам сохранность наших вкладов государством, говорится опять же о том, что они будут сохраняться за счёт бюджета, который пополняется за счёт нас же. Таким образом, пенсионные вклады не застрахованы. И даже последние действия ЕНПФ демонструриуют, что государство, которое вроде как должно быть эталоном в области управления финансами, таковым просто не является. (...) У нас настолько маленькое государство, что никогда не будет фондового рынка или предпосылок для его развития. Поэтому следует начать обсуждение возвращения к солидарной системе.
Однако немногим позже директор департамента ценных бумаг Нацбанка РК Мария Хаджиева заявила, что вопрос о возврате к солидарной пенсионной системе сегодня обсуждаться не будет.
Согласно официальной статистике, в прошлом году только 1.4 млн казахстанцев на пенсию делали отчисления в ЕНПФ. И это притом что в стране около 9 млн человек экономически активного населения.