Почему в РК падают лифты и кто виноват
За последние четыре года (с 2018 по июнь 2022 г.) в Казахстане произошло 14 происшествий с лифтами, в которых семь человек погибли, десять получили травмы. В чём дело? Как определить безопасность лифта, кто должен его проверять и что делать в экстренных ситуациях?
За комментариями Krisha.kz обратилась к президенту Национальной ассоциации лифтовиков Казахстана Ержану Игибаеву.
Что не так с лифтами в РК
С 2014 года деятельность лифтовых обслуживающих компаний в РК не лицензируется. В связи с этим на рынке появилось много обслуживающих компаний, не соответствующих квалификационным требованиям.
Назвать общее количество лифтовых компаний в РК сложно. Известно только, что в Алматы их порядка 60, в Нур-Султане — около 70. Среди них есть как добросовестные и профессиональные, так и не совсем такие.
Каким должен быть лифт
1. В каждом лифте должна быть табличка с правилами эксплуатации.
2. Внутри кабины должны быть указаны телефоны аварийной службы.
3. Должно быть заключение о ежегодном техосмотре лифта. Результаты вписываются в паспорт лифта. Оба документа должны быть в КСК/ОСИ. Жильцы вправе их запросить.
Также должен проводиться ежемесячный осмотр оборудования: машинного отделения, электроники, состояния лебёдки, тросов, маслёнок и т. д.
Поскольку лифт — опасный механизм, большое значение в его безопасности играет правильное техническое обслуживание. Таким образом, выбор обслуживающей компании — решающий шаг. И сделать его должны жильцы дома.
Добросовестная лифтообслуживающая компания должна:
1. Иметь аттестат на право проведения работ по обслуживанию лифтов, который выдаётся Комитетом промышленной безопасности Министерства по ЧС РК.
2. Соответствовать требованиям Национального стандарта СТ РК-3305-2018 «Лифты, эскалаторы, траволаторы и подъёмники для лиц с ограниченными возможностями. Требования к поставке, монтажу и эксплуатации».
3. Иметь круглосуточную аварийную службу.
Первый документ даёт право проводить работы по обслуживанию лифтов. Второй подтверждает наличие квалифицированного персонала и требований по безопасности.
Жильцы дома вправе запросить копии этих документов в своём КСК/ОСИ, который заключал договор с компанией. Важно понимать, что обслуживающие лифтовые компании — это наёмные компании, так же как домофонные компании и по видеонаблюдению. Жильцы имеют право их выбирать, а не принимать молча то, что предлагает КСК/ОСИ.
— Доверять нужно тем компаниям, которые прошли аттестацию и соответствуют требованиям нацстандарта. Зачастую председатели КСК не смотрят на квалификацию лифтовых компаний, портфолио, опыт работы, документы. Им достаточно, что есть электромеханик и невысокая стоимость услуг, — пояснил глава ассоциации.
Кто за что отвечает
Обслуживающая компания отвечает только за работу механизма, его надлежащую техническую эксплуатацию, а также за чистоту в шахте и приямке (нижний этаж лифта).
За сохранность лифта: чистоту, эстетический вид — отвечают жильцы, так как лифт является общедомовой собственностью.
Что делать, если лифт падает, взлетает или остановился
1. Не паниковать.
2. Не пытаться самостоятельно выбраться из него. Это категорически запрещено делать!
3. Вызвать сервисную лифтовую службу. Если телефон не отвечает, то вызывать спасателей ЧС по номеру 112.
4. Привлечь внимание соседей шумом.
Согласно стандартам, эвакуация должна проводиться в течение 40 минут. Но тут нужно учитывать дорожную специфику крупных городов в часы пик.
— Лифт не может упасть в прямом смысле, поскольку имеет несколько степеней защиты, ловители, несколько тросов. Иногда при скачках напряжения лифты ведут себя не совсем адекватно: опускаются на ускоренной скорости. Это создаёт ощущение падения, и многие жители воспринимают это как падение лифта, отсюда некоторые не совсем корректные и громкие заголовки в СМИ о падении лифтов. Но это только временный сбой электроники из-за скачка напряжения. В любой момент электроника может заработать, — отметил эксперт.
Кто будет отвечать, если лифт упадёт
Если лифт принят в эксплуатацию и заключён договор на обслуживание, то это ответственность обслуживающей компании.
Почему есть проблемы
По словам эксперта, в лифтовой сфере есть две главные проблемы — отсутствие кадров и сложности с контролем.
— Есть дефицит электромехаников, монтажников лифтового оборудования. У нас только одно частное учебное заведение в Нур-Султане занимается подготовкой кадров для лифтовой сферы. По большей части опыт передаётся практически, от старых кадров. Плюс в РК есть три казахстанских завода по производству лифтов. Их сотрудники зачастую проходят обучение за рубежом, — заметил Ержан Игибаев.
Что касается контроля, то проводить его во многом мешает мораторий на проверку МСБ, действующий до 2023 года.
— Сейчас у акиматов нет должной возможности применять меры к недобросовестным компаниям. Если мораторий снимут, то мы совместно с акиматами начнём их контролировать и применять меры административной ответственности. Если даже есть факты, мы пишем в прокуратуру, однако она отвечает, что, так как это субъект МСБ, ничего не могут сделать. Нашей отрасли мораторий очень сильно мешает. У нас и у акимата связаны руки, — добавил он.
Многое зависит от состояния самих лифтов и материальной возможности жильцов их заменить по программе модернизации с помощью кредита.
Срок эксплуатации лифта — 25 лет. Затем необходима полная замена подъёмника.
В конце 2018 года в Алматы было около 1500 лифтов с истекшим сроком эксплуатации. Сейчас их осталось примерно 300.
В антилидерах — Павлодарская, Восточно-Казахстанская области, здесь менять старые лифты не торопятся.