Все регионы 

Транспортное кольцо разделит Астану на центр и окраины

Статьи: Транспортное кольцо разделит Астану на центр и окраины
| Фото: Алина Буравцева

Первый проект застройки Астаны пришёлся на годы переноса столицы (1997–2000), второй, с участием американских специалистов, просуществовал всего год, зато третий прогремел на весь мир. Проект генерального плана развития Астаны до 2030 года разрабатывал знаменитый японский архитектор Кисе Курокава. Но через несколько лет стало понятно, что разработчики ошиблись с прогнозами роста населения вдвое и город перерос. Узкие левобережные улицы, отсутствие парковок стали слишком очевидны. Следующим этапом стал переходный план 2003–2005 годов, когда генплан оснастили кольцевой дорогой и прочими транспортными объектами. В 2007 году проект Курокавы был основательно пересмотрен. Особенно в плане транспорта и инфраструктуры. Следующий, пятый проект — это творение группы «Астанагенплан». Но и эту карту существенно корректировали дважды, в том числе с учётом объектов EXPO. Сейчас на подходе очередная версия будущего.

Центр

Астана разделена на 7 планировочных районов. Два из них находятся в транспортном кольце, строительство которого продлится до 2017 года. Всё, что находится внутри, ул. Бейсековой, Акжол, Хусейна бен Талала и ул. 52, в градостроительных документах фигурирует под названием «Центр».

Аналитики «Крыши» уже отметили, что магистральное кольцо оказывает существенное влияние на цены. Так, с вводом в эксплуатацию участка, соединяющего новый район правого берега с левым, цены на жильё в этом районе возросли примерно на 5–10 %. В будущем роль кольца в формировании цены может возрасти.

Согласно планам акимата, здесь будут проживать более 600 тысяч человек.

Где «золотой квадрат»?

Сейчас в большинстве объявлений о продаже недвижимости говорится, что объект расположен в «золотом квадрате». Где же он, этот загадочный прямоугольник? Характеристика кажется абстрактной, но в градостроительных планах есть определённые районы... Первый центр притяжения находится в границах ул. Сейфуллина, пр. Республики, Победы, Сарыарка, Коргалжынской трассы и пр. Кабанбай батыра.

Внутри этой зоны — старый центр города, Конгресс-холл, набережная, парк, стадион, «Думан», «Рэдисон» и др.

Второй центр планировочного района — аллея Мынжылдык, а именно квадрат улиц Тауельсиздик, Сарайшык, Туран и Сыганак. Проще говоря, полоса от «Хан Шатыра» до Дворца Независимости.

Третья точка отсчёта — территория выставки. Ожидается, что там будет ещё один административный центр города.

Два северных планировочных района, которые находятся за железнодорожными путями, привязаны к вокзальной оси.

Западная и восточная часть города тянутся от кольцевой к периферии.

Окраины

Город, расположенный вне кольца, будет лишён небоскрёбов. В основном там будет жилая застройка в 3–4 этажа и коттеджные посёлки. Уже сформировавшийся частный сектор не нравится архитекторам. Вдоль въездных магистралей мини-посёлки хотят закрыть линиями более высоких зданий.

Интересно, что 17 % города должна занять усадебная застройка. Но вряд ли это можно будет назвать дачными участками. Начальник мастерской генерального плана Ерлан Жакупбеков пояснил, что земли будут выделяться на определённых условиях. Коммуникации, дороги, благоустройство — за счёт инвесторов. Предпочтение отдаётся крупным застройщикам. Дома должны быть однотипные.

Земли под промышленные районы отведены в основном севернее ул. Акжол, в районе ТЭЦ и нового индустриального парка.

Восемь осей и три параллели

Чтобы регулярный поток транспорта из ближайших посёлков и окраин не закупорил город, проектировщики предусмотрели так называемую систему трёх параллелей.

Например, чтобы разгрузить левый берег, предлагается такой вариант: основной улицей становится пр. Туран. Параллельно проходят две односторонние. Так, существующий отрезок ул. Кабанбай батыра и Сауран предлагается использовать для въезда в город.

Принцип трёх параллелей разработан для восьми осей (Коргалжынское, Павлодарское, Кокшетауское, Костанайское, Карагандинское, Ерейментауское, Каркаралинское и Майбалыкское направления).

Высотки или небоскрёбы?

Формат жилых зданий будущего, как утверждает новая градостроительная концепция, это дома в 10–17 этажей (21 % от общего жилого фонда). Этажность возрастает к центру города. Выделяются 6 островков-небоскрёбов под здания свыше 17 этажей. Не все они расположены на левом берегу. Один из них планируется создать на территории массива «Чубары», другой — в старом технопарке, где расположены цеха бывшего завода «Целинсельмаш».

Тихие районы

Согласно «шумовой карте», нагрузка на слух в городе распределяется равномерно. Тем не менее есть несколько примечательных зон. Так, самый низкий показатель зафиксирован специалистами санитарного надзора в старом центре (Бейбитшилик — Сейфуллина) — 58 дБ.

Относительно шумная улица Сарыарка — уровень шума составляет около 70 дБ. В микрорайонах — 64–66 дБ. Вопреки всеобщему мнению, район вокзала относительно тихий — 62 дБ.

Более высокие значения — 76, 73, 75 — зафиксированы в районе «Хайвилла», на 13-й магистрали.

Мокрое место

В Астане есть две крупные зоны, где грунтовые воды расположены особенно близко и велика угроза подтопления. Первая тянется от дельты Ишима в сторону Павлодара через старый город. Вторая находится на северо-западе, в районе массива «Талапкер». Около 18 % территории Астаны относится к зонам с неблагоприятными инженерно-геологическими условиями. В частности, это фрагменты массивов «Коктал» и «Ондирис», северные границы города, небольшой участок вдоль карагандинской трассы...

Как Астана обогнала Москву

Практика показывает, что градостроительные планы Астаны приходится серьёзно пересматривать каждые пять лет. Поэтому генеральный план, рассчитанный до 2030 года, ещё не раз скорректируют и перекроят.

Зоопарк, аквапарк, новый ботанический сад, вокзал, автовокзалы, второй аэропорт, два театра, центр зимних видов спорта, здание нового городского акимата, научно-исследовательские институты, веломосты — всё это есть на карте будущего Астаны. При достаточном финансировании к этому времени будет и ЛРТ, и паркинги на 417 тысяч автомобилей. К существующим 11 развязкам добавятся ещё 17 и будет более сотни надземных и подземных пешеходных переходов.

Но самое главное — это жилой фонд. За 15 лет он может увеличиться в 2.5 раза. По прогнозам, в 2030 году Астана достигнет минимального стандарта ООН по обеспеченности жильём — 30 кв. м на человека.

Сейчас на 835 тысяч человек приходится 14.7 млн кв. м недвижимости. По масштабам дефицита жилья Астана обогнала Москву. Там на одного жителя 19 метров, у нас — на два квадрата меньше.



Опубликовано 13 февраля 2015 30256 просмотров 82 комментария