Граждане Казахстана арендуют немало земельных наделов. Только в Алматы на праве краткосрочного временного возмездного землепользования — до 5 лет или долгосрочного — от 5 до 49 лет, находится примерно 41 % всех имеющихся в городе участков. Неудивительно, что у арендаторов часто возникают вопросы, как выкупить землю у государства, во сколько это обойдётся и в каких случаях могут отказать. За ответами мы обратились к заместителю начальника управления земельных отношений акимата г. Алматы Сардару Абдысадыкову.

Куда обращаться

Согласно Земельному кодексу РК, участки, находящиеся в землепользовании у граждан, то есть в аренде, могут быть выкуплены у государства в частную собственность. Для этого физическое или негосударственное юридическое лицо должно обратиться с заявлением в акимат по месту нахождения участка.
 


Список документов, которые нужно приложить к заявлению на выкуп участка:

— документ, удостоверяющий право на земельный участок (или копия документа, заверенная нотариально);

— копия свидетельства налогоплательщика;

— справка из Центра недвижимости об отсутствии обременений на земельный участок, препятствующих заключению сделок;

— справка о государственной регистрации или перерегистрации юридического лица (при наличии).
 

Когда могут отказать

При рассмотрении заявления акимат учитывает месторасположение участка, соответствие градостроительным нормам и правилам (на участках не должно быть красных линий, инженерных коммуникаций и водоохранных полос). Кроме перечисленных выше условий запрещено выкупать участки, расположенные на землях общего пользования.

Сколько стоит

Предоставление земельных участков в частную собственность граждан и негосударственных юридических лиц осуществляется на платной основе. Базовые ставки по выкупу участков утверждаются маслихатами городов. На сегодняшний день покупка 1 кв. м земли в Алматы обойдётся в 4 800 тенге + поправочные коэффициенты от 0.5 до 1.25. Только в 2014 году в южной столице в частную собственность гражданами было выкуплено более 700 участков, находившихся во временном землепользовании.

Важные документы

Решение о предоставлении земельного участка в собственность принимается в месячный срок со дня подачи заявления в акимат. Всеми работами по идентификации участка по кадастровой документации, утверждению кадастровой (оценочной) стоимости и подготовке проекта решения о предоставлении права частной собственности на участок занимается уполномоченный орган акимата — управление земельных отношений (УЗО). После принятия решения местного исполнительного органа о продаже земельного участка УЗО составляет и подписывает с покупателем договор купли-продажи земельного участка. Впоследствии договор купли-продажи и документ об уплате выкупной цены участка являются основанием для выдачи идентификационного документа (государственный акт) на земельный участок.

Как выкупить в рассрочку

Продажа арендуемого земельного участка у государства возможна и в рассрочку (до 10 лет). Если вы выберете этот способ, то в госакте сделают запись о запрете на совершение сделок с участком. Для выкупа в рассрочку покупатель в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи должен внести аванс в размере, составляющем не менее 5 % от стоимости земельного участка. Оплата может осуществляться как наличным, так и безналичным способом на счёт продавца, указанный в договоре купли-продажи. Покупатель вправе погашать свои обязательства досрочно как в полном объёме, так и частично. В случае если покупатель не производит оплату за земельный участок в течение трёх месяцев подряд, а за сельхозучастки — в течение двух лет подряд, продавец вправе расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата проданного земельного участка, за исключением случаев, когда сумма платежей, полученных от покупателя, превышает половину выкупной цены земельного участка. Документ об уплате выкупной цены земельного участка является основанием для снятия данного ограничения в договоре купли-продажи и госакте на земельный участок.