Все регионы 

Кто виноват в том, что в Алматы нечем дышать?

Статьи: Кто виноват в том, что в Алматы нечем дышать?
Автор: Ирина Милаярова

В Алматы очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. Над городом стоит смог, а жители всё чаще обращаются в поликлинники с заболеваниями органов дыхания. Кто в этом виноват и какие меры предпринимаются для улучшения экологической ситуации? На эти и другие вопросы нам ответил руководитель отдела экологического регулирования управления природных ресурсов и регулирования природопользования Михаил Новосёлов.

Кто следит за чистотой атмосферного воздуха?

Мониторинг атмосферного воздуха, состояния воды и почвы ежедневно проводит Казгидромет. В разных районах Алматы установлено пять стационарных постов, по данным которых и определяется качество воздуха, а также содержание в нём загрязняющих веществ: диоксида азота, оксида углерода, диоксида серы, формальдегида, сероводорода, пыли, фенола и аммиака. Сейчас в тестовом режиме запущено ещё 10 автоматических станций — высотных и наземных, их показания будут учитываться только после поверок всех приборов.

Алматы — самый грязный город в Казахстане?

Алматы уже многие годы находится в первой тройке самых загрязнённых городов Казахстана. Индекс загрязнения атмосферы города обычно равен 11 — 12 единицам, при том, что опасным для жизни считается показатель свыше 14. (Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) представляет собой сумму концентраций выбранных загрязняющих веществ в долях от предельно-допустимой концентрации. Уровень загрязнения воздуха низкий, если ИЗА меньше или равен 5, повышенный 5-7, высокий 7-14, очень высокий больше или равен 14. Прим. ред.) В 2013 году в городе был зафиксирован высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, индекс был равен 11.5, в 2012 году — 10.5. В среднем по городу ежегодно отмечаются колебания в 0.5 — 1 единицу.

К слову, помимо южной столицы в лидерах по загрязнённости атмосферы такие города, как Усть-Каменогорск, Талдыкорган и Астана. А вот самым чистым городом, по данным Казгидромета, является Щучинск.

Кто виноват?

В 2007 году было проведено исследование, в ходе которого был определён ежегодный объём вредных выбросов в атмосферу. Как выяснилось, в Алматы он составляет более 237 000 тонн. Из этого объёма порядка 80 % выбросов приходится на автотранспорт. По последним данным, на трёх жителей южной столицы приходится один автомобиль. Получается, только в Алматы сейчас около 500 000 автомобилей плюс более 200 000 ежедневно въезжают в город из пригорода. А вот котельные и промышленные предприятия города ежегодно выделяют около 12 000 тонн вредных выбросов. Примерно такое же количество вредных веществ вырабатывает и частный сектор, отапливаемый углём, — 12 000-16 000 тонн в год.

Сейчас в связи с расширением границ Алматы к городу присоединились ещё 37 населённых пунктов, все они не газифицированы. Это, конечно, увеличит показатели минимум на 3 000 тонн в год. Кроме того, теперь к городу относится и ТЭЦ-1, а это ещё более 40 000 тонн ежегодных выбросов.

Главная причина — перенаселённость города

В 2008 году специалисты из Канады и Японии провели исследования экологии южной столицы. По их итогам был сделан следующий вывод: главная причина сильной загрязнённости атмосферного воздуха — перенаселённость города. По мнению экспертов, численность населения Алматы не должна превышать 700 000 человек. Сейчас же в городе, только по официальным данным, проживает более 1 500 000 человек.

Топится, топится баня

Особая тема — это жители частного сектора, которые топят печи в домах и банях чем попало: мусором, старыми покрышками и т. д. При их сжигании в воздух попадают канцерогенные полиароматические соединения (бензопирен), тяжёлые металлы (ртуть, кадмий, свинец), бромины и ещё несколько тысяч опасных веществ. Самую большую опасность представляют диоксины. Помимо онкологических заболеваний они также могут вызывать подавление иммунитета, бесплодие и врождённые патологии.

О таких случаях (когда вы видите, что где-то уж очень сильно дымят — Прим. авт.) необходимо сообщать в районную экологическую инспекцию. Экологи совместно с районными полицейскими выезжают по сигналу, и если факт загрязнения подтвердится, нарушителям выпишут предупреждение, либо штраф в размере от 10 до 20 МРП (1 МРП в 2014 году равен 1 852 тенге), то есть минимум 18 520 тенге.

Экологически чистые районы в Алматы — миф!

В Алматы экологически чистых районов нет. Чуть менее загрязнённый воздух наблюдается в ущельях близ Большой и Малой Алматинки, где действует горно-долинная циркуляция, есть небольшая продуваемость. Но и здесь циркуляция воздуха была нарушена, когда построили противооползневые плотины. По данным Казгидромета, самым загрязнённым считается Жетысуский район Алматы.

Что делать?

В целом по Алматы принимаются меры, направленные на улучшение экологической ситуации. Все они являются частью единой программы по развитию города. Ведь экология напрямую или косвенно касается всех управлений — здравохранения, ЖКХ, строительства и т. д. У каждого подразделения акимата имеется свой стратегический план.

В частности, управление природных ресурсов и регулирования природопользования ведёт работы по озеленению города. Сейчас все парки и скверы в городе приводятся в порядок, высаживаются деревья. Но самое главное направление, которое поможет решить проблему загрязнения воздуха в Алматы — это оптимизация дорожного движения: строительство развязок и развитие экологически чистого общественного транспорта, перевод существующего на работу на газе.

Алматинцам нужно пересесть на трамваи

Главная задача в рамках оздоровления атмосферы Алматы — пересадить автолюбителей на экологически чистый общественный транспорт. Это метрополитен, две новые станции которого скоро появятся и в спальных районах города. Также по улице Толе би будет запущен скоростной легкорельсовый трамвай — от рынка «Алтын Орда» до ВОАД. Ещё в Алматы появятся быстрые автобусы большой вместимости. Они будут курсировать из мкр «Орбита» до восточного автовокзала.

Даёшь газификацию!

Чтобы решить проблему смога в Алматы небходимо и дальше газифицировать частный сектор. А с присоединением к городу нового Наурызбайского района в этом направлении работы прибавилось. Сейчас началось активное строительство в районе ТЭЦ−1, которая работает на дизтопливе и мазуте. В настоящее время проводятся работы по переводу её на газ. Это позволит значительно сократить выбросы. Так, например, ТЭЦ-2 в прошлом году полностью работала на газе и выбросы составили 3 000 тонн, вместо 6 000, выбрасываемых при работе на жидком топливе.

Рощу Баума вырубать не будут

Многов слухов ходит по городу о вырубке рощи Баума, якобы здесь планируется построить жилой комплекс. Роща Баума — это лёгкие города, она снабжает кислородом наш город. Никакой жилой застройки здесь быть не должно. Скорее всего, поводом для слухов стал проект, предложенный управлением железной дороги, по прокладке ещё одного пути для соединения станций Алматы-1 и Алматы-2. Это необходимо для расширения грузопотока. Сейчас этот проект находится на рассмотрении и пока не утверждён. Согласно проекту, второй путь будет проложен параллельно уже существующему, и при его прокладке будет задета только часть рощи. Кстати, по территории города запрещено движение тепловозов и курсируют только электровозы.

Разгонять смог могли бы и вертолётами

Недавно специалисты института «Казгипроводхоз» предложили установить водяной макрофильтр над Большим алматинским каналом. Проект довольно дорогостоящий — 100 млн долларов. Очень многие наши читатели обрушились с критикой на этот весьма недешёвый проект. По мнению Михаила Юрьевича Новосёлова, макрофильтров у нас в городе и так предостаточно: всего около 140 — это наши фонтаны.

К слову, в отдел экологического регулирования поступает множество предложений и проектов, направленных на очищение атмосферного воздуха в городе. Среди них есть и совсем оригинальные: автор одного из них предлагал каждый день запускать грузовые вертолёты, которые своими лопастями разгоняли бы смог над городом.



Опубликовано 25 ноября 2014 15989 просмотров 35 комментариев