Состоялось расширенное совещание по вопросам использования земель города Алматы и пригородной зоны, а также совершенствования земельного законодательства. В мероприятии приняли участие аким Алматы А. Есимов и министр регионального развития РК Б. Жамишев, депутаты парламента, представители Ассоциации финансистов, Союза фермеров и других профессиональных организаций.

Обсуждался, в частности, новый законопроект, касающийся государственного регулирования земельных отношений. Подробности — в нашем материале.

 

Меры по возврату земель

С целью возврата неиспользуемых земельных участков в сельскохозяйственный оборот Министерство регионального развития (МРР) разработало комплексный план мероприятий. В их числе — инвентаризация участков и разработка проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования земельных отношений» (документ уже на рассмотрении в мажилисе).

Законопроект предполагает внесение в Земельный кодекс РК следующих поправок: создание «Реестра недобросовестных собственников земельных участков и землепользователей»; право акимата на одностороннее расторжение договора аренды земельного участка в случае неисполнения его условий; новый порядок принудительного изъятия неиспользуемых земельных участков (либо используемых с нарушением законодательства); поэтапное предоставление прав на земельные участки для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства; определение несоблюдения «Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения» как нарушение законодательства РК; расширение «Перечня видов работ, направленных на совершенствование ведения государственного земельного кадастра и работ, технологически связанных с его ведением».

 

Ревизия участков в Алматы

По результатам инвентаризации земельных участков в г. Алматы выявлено 967 неиспользуемых земельных участков общей площадью 393.36 га, предназначенных для сельскохозяйственного использования и строительства коммерческих объектов.

Из этого числа в судебном порядке уже возвращено в государственную собственность 42 участка. На рассмотрении в судебных органах находятся иски об изъятии ещё 81 земельного участка. Письменные предупреждения направлены собственникам и землепользователям 131 земельного участка. В случае неосвоения этих участков по истечении года с момента выдачи государством будут приниматься меры по их принудительному изъятию (в соответствии со ст. 94 ЗК РК).

Вместе с тем сообщается, что собственники 518 земельных участков в Алматы после получения указанных выше предупреждений уже приступили к использованию земли по назначению. Согласно данным ревизии, в южной столице у 195 участков площадью 43.68 га ещё не истекли сроки освоения, предусмотренные законом.

Основной причиной неосвоения земельных участков названо отсутствие на них инженерной инфраструктуры. В будущем государство обяжет акиматы предоставлять участки только на подготовленных массивах.

 

Ревизия в пригородной зоне

В пригородную зону города Алматы входят три района и один город Алматинской области (Илийский, Карасайский, Талгарский районы и г. Капшагай). Она установлена Постановлением Правительства от 22 октября 2010 года № 1097 «О генеральном плане пригородной зоны города Алматы».

По результатам ревизии земель пригородной зоны выявлено 920 неиспользуемых земельных участков общей площадью 6.94 тыс. га. Из них 554 участка сельскохозяйственного назначения, 366 участков, выделенных для ИЖС.

В государственную собственность на сегодняшний день возвращено 136 участков. После получения предупреждений собственники и землепользователи 632 земельных участков приступили к их использованию. По 59 участкам сейчас проводится претензионно-исковая работа.

 

Мораторий на выдачу участков

Аким Алматы на совещании заявил, что при предоставлении земель в пригородной зоне не учитывается Генеральный план города, из-за чего участки здесь стали инструментом спекуляций. Кроме того, в пригороде выявлены факты самовольного захвата земельных участков, их нецелевое использование, осуществление строительства без разрешительных документов с дальнейшим узаконением застройки. К тому же многие пригородные земельные участки находятся в залоге в банках.

В связи с этим аким города предложил создать спецкомиссию для изъятия нелегальных участков. «На земле многие сделали бизнес, в своё время выкупили по кадастровой стоимости. Сейчас рыночная стоимость намного превышает первоначальную стоимость. Для решения данной проблемы предлагаю правительству создать специальную комиссию с участием местных исполнительных, уполномоченных и надзорных органов для отмены ранее принятых незаконных решений и изъятия земель у спекулянтов», — сказал А. Есимов.

Также, по словам акима г. Алматы, назрела необходимость ввести в пригородной зоне Алматы мораторий на выдачу земельных участков в радиусе 30 км, аналогично с мораторием на выдачу участков вокруг Астаны, инициированным недавно президентом РК.

«Это не территория города, но пригород тесно связан с Алматы. Я имею в виду предоставление земель на территории природной зоны Алматы. У нас есть разработанный Генплан развития пригородной зоны, утверждённый постановлением правительства. Но контроль за его исполнением никто не осуществляет, ни один госорган. В результате не соблюдается положение, что выделение земельных участков в пригородной зоне Алматы должно вестись местными исполнительными органами по согласованию с городским акиматом. Выявлены факты самовольного захвата участков, их нецелевое использование и т. д. Президент очень хорошее поручение дал, я думаю, эта мера необходима и для нашего города», — резюмировал аким.

 

В планах проверка ЛПХ и дач

На совещании Б. Жамишев подчеркнул, что работа по инвентаризации земель продолжится. В 2014 году будет проведена полная инвентаризация сельскохозяйственных угодий города Алматы. На её проведение из республиканского бюджета выделены необходимые средства.

Так, в новом году планируется проведение ревизии земельных участков, предоставленных под личные подсобные хозяйства (ЛПХ), садоводческие товарищества и дачное строительство.

В ходе инвентаризации Министерство регионального развития (МРР) выяснило, что имеются правовые проблемы по использованию участков ЛПХ. Законодательством (ст. 50 Земельного кодекса) для этой цели предусматривается предоставление земельных участков размером до 25 соток в сельской местности. При этом на практике имеются случаи, когда ЛПХ-участки сегментируются на несколько участков, изменяется их целевое назначение, после чего они распродаются как ИЖС-участки. С точки зрения МРР это требует дополнительного анализа и законодательного вмешательства.

Также намечено обеспечить населённые пункты, прилегающие к южной столице, генеральными планами и проектами детальной планировки (в соответствии с Генеральным планом развития г. Алматы и его пригородной зоны). Также будет продолжен процесс возврата государству неиспользуемых земель, в том числе и бесхозяйных земельных участков.

Акимату г. Алматы поручено принять меры по возврату бесхозных земельных участков, выделенных под ИЖС, а также продолжить работу по недопущению самозахвата земель под ИЖС. Информацию о проделанной работе акимат будет предоставлять Министерству регионального развития ежеквартально.

 

Сделки могут запретить

Заместитель министра регионального развития РК Каирбек Ускенбаев заявил на совещании о возможном ограничении гражданско-правовых сделок с выданными участками.

Он сказал, что если депутаты поддержат эту инициативу, то появится законное основание для запрета на такие сделки. То есть если граждане получат земельные участки в пользование, то они не смогут перепродавать их.

«Данная мера необходима для того, чтобы казахстанцы, получая землю в пользование, не пренебрегали ею. В течение установленного срока каждый землевладелец обязуется использовать землю для указанных целей, чтобы она не пустовала зря», — сказал К. Ускенбаев.

 

Участки в залоге у банков

Представители Ассоциации финансистов Казахстана (АФК), выступая по вопросу принятия нового законопроекта, отметили опасность утраты земельных участков(изъятия), находящихся во владении банков второго уровня в качестве залогового обеспечения. В данном случае существует проблема ответственности за рациональное использования земли банками, так как это не входит в их компетенцию, а передача участков в управление на сегодняшний день не до конца урегулирована законодательством.

Второй существенной проблемой, по мнению АФК, является то, что в новом законопроекте не разработан механизм оповещения банков второго уровня о начале процедуры изъятия земельного участка. В случае начала судебного процесса, если такой механизм будет описан в законе, банки смогут принять участие в разбирательстве уже на начальном этапе и юридически защитить свои права.

Также было предложено рассмотреть возможные ограничения на изъятие земельных участков, являющихся залоговым имуществом банков, так как этот процесс может препятствовать задачам экономического развития страны.

 

Предложения в законопроект

С точки зрения Союза фермеров РК, высказанной на совещании, сегодня для вовлечения земель в сельхозоборот есть и другие препятствия, которые вытекают из норм действующего Земельного кодекса.

Например, было бы верным решением вернуть владельцам земельных участков право на субаренду (повторную сдачу земли в найм). Это позволит владельцам участков (физическим лицам), не занимающимся возделыванием земли, легально сдавать их в аренду производственным структурам, производящим сельскохозяйственную продукцию.

Затем было отмечено, что получение земельных участков сегодня длительное, с необходимостью прохождения многих инстанций. В связи с этим предложено организовать этот процесс на базе ЦОНов.

Подготовила Иветта Шутова