Без переоформления не обойтись?
Наши читатели спрашивают, в каких случаях необходимо перерегистрировать право собственности на жильё, какие виды техпаспортов существуют, какие из них законны и о многом другом. За ответами мы обратились к заместителю директора филиала РГП ЦОН г. Алматы Баймухамбетовой Жамал Темержановне.
В каких случаях регистрируем
Важно понимать, что регистрация права собственности на недвижимость происходит при возникновении, изменении или прекращении такого права. Просто так ничего перерегистрировать не нужно. Но в некоторых случаях права на недвижимость действительно необходимо переоформлять. Это нужно, если изменились:
— идентификационные характеристики объекта недвижимости (то есть поменялся адрес, площадь, количество составляющих, категория земель, этажность);
— сведения о правообладателе, то есть собственнике;
— изменился вид права (например, сначала вы арендовали недвижимость, а затем приобрели);
— условия договора, которые влияют на регистрационные данные.
Какой техпаспорт законный: старый или новый?
Идентификационные характеристики объекта недвижимости указываются в техническом паспорте (актуально и для земельного участка):
— адрес и регистрационный код адреса (при наличии);
— вид недвижимости;
— кадастровый номер недвижимости;
— форма собственности;
— количество составляющих;
— категория земель и их делимость;
— целевое назначение;
— этажность и площадь (общая и полезная).
C 2007 года в РК введена новая форма технических паспортов — без указания собственника жилья. Однако и прежние техпаспорта на жилые объекты, где указан собственник, тоже законны. Поменять на новую форму техпаспорта собственник может по своему желанию, но если не хочет, то это необязательно.
Визита к нотариусу недостаточно
Очень часто, заключив сделку у нотариуса, граждане считают, что они уже получили право собственности, однако это не так. Договор купли-продажи, мены, наследования или аренды не подтверждает прав собственности, но является основанием для регистрации. Необходимо внести данные о собственнике в правовой государственный кадастр, то есть произвести регистрацию права собственности, которая относится к обязательным государственным услугам и осуществляется в ЦОНах на основании закона РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Причём проводить регистрацию права собственности нужно не позднее 6 месяцев с момента наступления юридического факта, являющегося основанием для возникновения права. Регистрация возникновения права собственности на квартиру, индивидуальный жилой дом (с хозяйственными постройками и другими подобными объектами) — услуга платная, её стоимость составляет 0.5 МРП (в 2014 году 1 МРП составляет 1 852 тенге).
Особенно важно соблюсти сроки регистрации прав на недвижимость, так как их нарушение карается штрафом, для физлиц — 10 МРП.
Что нужно обязательно регистрировать:
1) право собственности;
2) право хозяйственного ведения;
3) право оперативного управления;
4) право землепользования на срок не менее одного года;
5) сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости на срок не менее одного года.
Необходимые документы (подлинники+копии) для регистрации права собственности:
— документ, удостоверяющий личность собственника +копия;
— заявление о госрегистрации установленного образца;
— правоустанавливающие и иные документы, подтверждающие объект регистрации с приложением технического паспорта недвижимости и (или) идентификационного документа на земельный участок;
— документ, подтверждающий оплату сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество либо чек об оплате, выдаваемый посредством платёжного шлюза электронного правительства.
В зависимости от объекта регистрации могут быть затребованы иные документы. Не принимаются документы, имеющие подчистки либо приписки, зачёркнутые слова или иные неоговорённые исправления, а также документы, заполненные карандашом.
Электронная регистрация недвижимости
В настоящее время это можно сделать через портал электронного правительства (egov.kz). Причём у нотариуса сразу при совершении сделки. Все необходимые операции этот специалист проводит сам, нужно лишь оплатить услугу после того, как он вручит уведомление о принятии заявления с указанием суммы оплаты и уникальным номером. Оплатить можно двумя способами — в ближайшем банке или онлайн на портале электронного правительства.
Подготовила Инна Пчелянская