Наши читатели спрашивают, в каких случаях необходимо перерегистрировать право собственности на жильё, какие виды техпаспортов существуют, какие из них законны и о многом другом. За ответами мы обратились к заместителю директора филиала РГП ЦОН г. Алматы Баймухамбетовой Жамал Темержановне.

 

В каких случаях регистрируем

Важно понимать, что регистрация права собственности на недвижимость происходит при возникновении, изменении или прекращении такого права. Просто так ничего перерегистрировать не нужно. Но в некоторых случаях права на недвижимость действительно необходимо переоформлять. Это нужно, если изменились:

— идентификационные характеристики объекта недвижимости (то есть поменялся адрес, площадь, количество составляющих, категория земель, этажность);

— сведения о правообладателе, то есть собственнике;

— изменился вид права (например, сначала вы арендовали недвижимость, а затем приобрели);

— условия договора, которые влияют на регистрационные данные.

 

Какой техпаспорт законный: старый или новый?

Идентификационные характеристики объекта недвижимости указываются в техническом паспорте (актуально и для земельного участка):

— адрес и регистрационный код адреса (при наличии);

— вид недвижимости;

— кадастровый номер недвижимости;

— форма собственности;

— количество составляющих;

— категория земель и их делимость;

— целевое назначение;

— этажность и площадь (общая и полезная).

C 2007 года в РК введена новая форма технических паспортов — без указания собственника жилья. Однако и прежние техпаспорта на жилые объекты, где указан собственник, тоже законны. Поменять на новую форму техпаспорта собственник может по своему желанию, но если не хочет, то это необязательно.

 

Визита к нотариусу недостаточно

Очень часто, заключив сделку у нотариуса, граждане считают, что они уже получили право собственности, однако это не так. Договор купли-продажи, мены, наследования или аренды не подтверждает прав собственности, но является основанием для регистрации. Необходимо внести данные о собственнике в правовой государственный кадастр, то есть произвести регистрацию права собственности, которая относится к обязательным государственным услугам и осуществляется в ЦОНах на основании закона РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Причём проводить регистрацию права собственности нужно не позднее 6 месяцев с момента наступления юридического факта, являющегося основанием для возникновения права. Регистрация возникновения права собственности на квартиру, индивидуальный жилой дом (с хозяйственными постройками и другими подобными объектами) — услуга платная, её стоимость составляет 0.5 МРП (в 2014 году 1 МРП составляет 1 852 тенге).

Особенно важно соблюсти сроки регистрации прав на недвижимость, так как их нарушение карается штрафом, для физлиц — 10 МРП.

 

Что нужно обязательно регистрировать:

1) право собственности;

2) право хозяйственного ведения;

3) право оперативного управления;

4) право землепользования на срок не менее одного года;

5) сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости на срок не менее одного года.

 

Необходимые документы (подлинники+копии) для регистрации права собственности:

— документ, удостоверяющий личность собственника +копия;

— заявление о госрегистрации установленного образца;

— правоустанавливающие и иные документы, подтверждающие объект регистрации с приложением технического паспорта недвижимости и (или) идентификационного документа на земельный участок;

— документ, подтверждающий оплату сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество либо чек об оплате, выдаваемый посредством платёжного шлюза электронного правительства.

В зависимости от объекта регистрации могут быть затребованы иные документы. Не принимаются документы, имеющие подчистки либо приписки, зачёркнутые слова или иные неоговорённые исправления, а также документы, заполненные карандашом.

 

Электронная регистрация недвижимости

В настоящее время это можно сделать через портал электронного правительства (egov.kz). Причём у нотариуса сразу при совершении сделки. Все необходимые операции этот специалист проводит сам, нужно лишь оплатить услугу после того, как он вручит уведомление о принятии заявления с указанием суммы оплаты и уникальным номером. Оплатить можно двумя способами — в ближайшем банке или онлайн на портале электронного правительства.

Подготовила Инна Пчелянская