Насколько горячие заголовки влияют на рынок недвижимости?
Новость о предстоящем обвале цен на недвижимость только начало. Правда, не начало обвала цен, а волны публикаций подобного рода. В сложившейся ситуации можно ожидать, что в ближайшее время в СМИ появятся ещё более шокирующие версии экспертов. Дело в том, что девальвация подняла спрос на плохие новости, которые стали чем-то вроде товара. Как отличить подделку от оригинала? Доверять ли прогнозам и кто владеет нужной информацией?
Сабит Хакимжанов, руководитель аналитического подразделения инвестиционного банка, член правления Halyk Finance:
— Какие прогнозы должны вызывать сомнения? Категоричные, не основанные на дереве событий, не подтверждённые аргументами и фактами, основанные на эмоциях, на представлении о том, как должно быть, а не как есть на самом деле.
Если бы эксперт точно знал, что произойдёт с ценами на финансовых рынках, то не стал бы делать прогнозы, а создал хедж-фонд. Прогноз даёт вам аргументы, информацию о степени перегрева рынка. Но выводы о компетентности эксперта и профессионализме журналиста, который опубликовал информацию, каждый должен делать самостоятельно. Иногда мы сами не хотим, чтобы наши прогнозы сбывались. Великий фантаст Рэй Брэдбери говорил, что не предвидит будущее, а предупреждает его.
Никакой ответственности, кроме репутационной, эксперт не несёт. Но по этическим соображениям он обязан раскрыть свою заинтересованность, свои предубеждения.
Например имея акции компании «АБВ» и делая прогноз по ним, аналитик обязан раскрыть факт владения. Но опять же только по этическим соображениям.
Задача СМИ — распространять мнения и факты, причём так, чтобы читатель мог без труда отделить одно от другого и сделать свои выводы. Журналист не может и не должен определять уровень компетентности.
Можно ли предсказать кризис на рынке недвижимости? Пузырь на рынке недвижимости многие видят заранее, но момент, когда произойдёт коррекция, предсказать невозможно. Даже если спекулянт видит пузырь, то все равно купит актив в надежде перепродать его какому-нибудь неудачнику до того, как цены упадут. Когда остановится музыка, никто не знает. Но кто-нибудь обязательно останется без стула.
Евгений Долбилин, глава компании Scot Holland | CBRE:
— При сохранении текущей экономической и политической ситуации мы считаем, что 50-процентный обвал цен, обсуждаемый в СМИ, невозможен.
Не надо быть аналитиком в области недвижимости, чтобы понять, что такие заявления не имеют ничего общего с реальной ситуацией на рынке. Мы не считаем, что население в полной мере доверяет таким прогнозам, иначе мы действительно бы увидели обвал цен после подобных заявлений. Несмотря на это, масштабное муссирование прогнозов так называемых аналитиков может иметь некоторое влияние на рынок. В связи с этим наша точка зрения такова, что СМИ должны серьёзно и взвешенно подходить к решениям о публикации заявлений и прогнозов любых «аналитиков» и «консультантов» в области недвижимости. Мы часто видим некомпетентные заявления, которые больше похожи на пиар-акции самих «аналитиков».
К сожалению, новостным агентствам выгоднее привлекать внимание читателей шокирующими новостями, в связи с чем крайне сомнительный прогноз о 50-процентном обвале цен и увидел свет.
Главный критерий, которому должен соответствовать эксперт, выступающий в СМИ, — это подтверждённый опыт работы в сфере продаж и инвестиций в недвижимость и хорошая репутация.
Махсат Сагимбеков, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ):
— В последнее время мы часто слышим различного рода прогнозы, и интерес населения очевиден. При этом бывают аргументированные прогнозы и провокационные, направленные в первую очередь на внушение определённого мнения. Такие прогнозы не всегда оправдывают ожидания, поэтому возникает необходимость правильного восприятия подобной информации. Требуется доработка в виде самостоятельного анализа.
Эксперт, если его прогноз не сбылся, никакой ответственности не несёт. Его информацию можно либо принять, либо нет, а это личное дело каждого.
Надо помнить, что эксперт не учитель, передающий знания. Он всего лишь предлагает направление.
Если рассмотреть ситуацию на примере рынка недвижимости, то в данном случае необходимо чётко определять статус экспертов. Понятно, что СМИ используют прогнозы различных экспертов ради горячих заголовков, но всё же необходимо понимать, откуда дует ветер.
Есть независимые эксперты, которые дают общее понимание ситуации. Как правило, они занимаются пиаром, работают на собственное имя или рейтинг компании.
Существуют эксперты риелторских компаний, которые под видом сопереживания дают аудитории посыл на приобретение/продажу жилья сейчас. Понятно, что их прогнозы направлены на увеличение числа сделок. Кроме того, есть эксперты девелоперских компаний, которые также заинтересованы в увеличении продаж.
Эксперты, представляющие государственные органы, предоставляют не анализ, а, скорее, отчёт о проделанной работе.
Более реальную картину можно получить, только сопоставив всю информацию.
На мой взгляд, в каждом секторе экономики должен быть свой эксперт, который может внятно разъяснить ситуацию.
Таким примером, наверное, может стать политолог Досым Сатпаев, который описывает в СМИ политическую обстановку для населения. В секторе недвижимости, как показывает практика, авторитетным для населения источником информации мог бы стать глава Ассоциации застройщиков Казахстана Айдын Рахимбаев.