По данным последней инвентаризации казахстанских земель, порядка трети из них используются не по назначению. О сегодняшней работе над совершенствованием земельного законодательства РК рассказал в ходе онлайн-конференции на портале BNews. kz первый вице-министр регионального развития РК Каирбек Ускенбаев. Знакомим наших читателей с наиболее важными моментами этого выступления.

 

Инвентаризация продолжается

Политику по управлению земельными ресурсами в Казахстане определяет Министерство регионального развития РК силами Комитета по управлению земельными ресурсами.

В соответствии с поручением президента РК с 2012 года ведомством проводится инвентаризация всех земель сельхозназначения, площадь которых составляет порядка 90 млн га. В 2014 году этот процесс будет завершён — планируется проведение инвентаризации оставшихся 30 млн га.

В ходе инвентаризации выявлены следующие системные нарушения земельного законодательства.

 

Проблема контроля за неосвоением земель

В ходе проверки зафиксировано много случаев, когда сельскохозяйственные земли не используются по назначению или не возделываются должным образом. В земельном законодательстве РК описана система реализации прав и обязанностей землевладельцев. Если выявлено, что в первый год земля не была использована по назначению, делается официальное предупреждение. На второй год неиспользования комитет по управлению земельными ресурсами подаёт исковое заявление в суд. И тогда процесс изъятия земельных участков происходит в судебном порядке.

После предупреждения 3 064 землепользователя приступили к сельхозработам. С 1 098 расторгли договора, а земли вернули в государственную собственность. По остальным землепользователям в настоящее время уже готовятся документы для дальнейшей подачи искового заявления в суд или у них остаётся возможность приступить к работе.

Системная проблема заключается в том, что государство может проверить, используется ли земля, только в тёплое время года. Таким образом, если предупреждение за неосвоение дано летом, то проверить его исполнение можно лишь через год, летом будущего года. В зимний период эти проверки невозможны, поэтому процесс затягивается.

В связи с этим Министерство регионального развития РК подготовило пакет изменений в действующее законодательство. Среди нововведений — возможность одностороннего расторжения договора со стороны государственных органов (акиматов, выдавших земельные участки) в случае неисполнения условий договора землепользователем.

 

Меры против спекуляций

В отношении спекуляций с землёй работа государства сегодня ведётся сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, правительство готовит увеличение налоговых ставок на неиспользуемые земли. То есть в законодательство вводится новое понятие «неиспользуемые земли».

Если участок юридически подпадает под понятие «неиспользуемые земли», то система налогообложения предусматривает кратное увеличение налоговых ставок. Такое нововведение будет передано в мажилис на утверждение в ближайшее время. Принцип — если земля не используется, налог будет больше. Также предполагается дать возможность акиматам самостоятельно дополнительно увеличить этот налог.

Во-вторых, будут ужесточаться требования к землепользователям по рациональному использованию земли с целью предотвратить ухудшение качества почв. Нарушение правил рационального использования земли также будет поводом для расторжения договора.

 

Поправки о застройщиках

В ряду основных концептуальных изменений в земельное законодательство — введение понятия «недобросовестный застройщик». Поправки предполагают на три года лишать недобросовестных застройщиков возможности снова получать земельные участки под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

 

Если земли в залоге

Министерство в ходе разработки поправок ведёт консультационную работу с юридическими службами банков второго уровня. Дело в том, что на сегодняшний день многие предприятия выставили свои земли в залог, и теперь в связи с финансовыми затруднениями участки не используются. Банки имеют возможность также использовать залоговую землю, но на практике это не в их компетенции.

Поэтому в законопроекте нашли своё место следующие положения.

В случае изъятия земельных участков, которые находятся в залоге, банк уведомляется об этом, чтобы он мог принять участие в судебном процессе как одна из сторон.

В случае реализации залогового земельного участка в первую очередь погашается долг банку, а потом уже другим лицам.

Если залоговый земельный участок банка не продаётся (или право землепользования на него не продаётся), банк может сам вступить в право землепользования через управляющую компанию (или иные формы управления). При этом банку в отношении целевого использования участка будут предъявляться такие же требования, как к обычному землепользователю — начать использовать участок в течение 2 лет.

 

Возможно расширение прав иностранцев

Что касается граждан стран — участниц Таможенного союза (Россия, Беларусь) и других иностранцев, казахстанское законодательство разрешает им только арендовать земельные участки сроком до 10 лет. На праве собственности иностранцы землю иметь в РК не могут.

В данный момент министерство рассматривает различные предложения по привлечению инвестиций в республику, в связи с этим обсуждается возможность иностранцам участвовать в управлении земельными ресурсами на более длительный срок. Однако подчёркивается, что нормативно, в виде законопроекта, такие нововведения пока не оформлялись ведомством.

 

Урбанизация и сёла

Процессы урбанизации необратимы, этот процесс идёт вне зависимости от желания государства. Поэтому нужно придать урбанизации через изменения в законодательстве системный, комплексный характер. Для этого министерство сейчас разрабатывает программу развития регионов.

В законодательство включено понятие агломерации. Агломерация — это малые города, моногорода, опорные сёла. Астана, Алматы, Шымкент, Актобе притягивают трудовые ресурсы из других мест. Чтобы не создавать сложную ситуацию в транспортной инфраструктуре, инженерных коммуникациях городов, часть близлежащих населённых пунктов как контрмагнит должны оттягивать трудовые ресурсы на себя. Это повлияет также и на стоимость жилья.

В случае строительства государством скоростных магистралей между пунктами агломерации человек сможет доехать до рабочего места за 30-40 минут. Это позволит ему проживать в близлежащем от мегаполиса населённом пункте. Поэтому сегодня намечено закрепить в законодательстве РК выделение финансовых ресурсов на развитие именно коммуникаций вокруг больших городов.

По такому же пути будет осуществляться развитие малых городов и опорных пунктов. В РК расстояние от некоторых сёл до районных центров составляет 100 и более километров. При управляемой урбанизации жителям малых населённых пунктов необязательно будет получать комплекс услуг в районном центре. Они смогут обслуживаться в ближайшем населённом пункте с более высоким уровнем развития.

Для развития инфраструктуры этих посёлков государству необязательно строить крупные поликлиники или врачебные амбулатории — в каждом селе по маленькой лаборатории. Или же рядом (на расстоянии 5-10 км) в ближайшем населённом пункте можно будет получить весь комплекс медуслуг.

В РК 6 985 населённых пунктов, из них с высоким потенциалом развития порядка 1 310, более 5 000 — со средним, 400 — с низким. Есть сёла, где менее 50 проживающих. Поэтому в программе развития регионов министерство учитывает степень возможности экономического потенциала сельского населённого пункта. Исходя из этого запланировано строительство школ, больниц, дорог, проведение воды и других коммуникаций.

Подготовила Иветта Шутова