В настоящее время Министерством регионального развития РК проводится работа по объединению различных отраслевых программ в единую — программу развития регионов Казахстана. В числе этих программ — «Доступное жильё-2020», «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)», «Ак булак» (по обеспечению населения питьевой водой).

Об этом сообщил первый вицеминистр регионального развития РК Каирбек Ускенбаев в интервью агентству КазТАГ. Знакомим наших читателей с основными моментами этой беседы.

 

Для чего объединяют программы?

По поручению президента РК Министерство регионального развития проанализировало ход реализации всех государственных и отраслевых программ.

Вопросы обеспечения концентрации ресурсов на конкретные цели и решение проблемы социального дисбаланса в регионах были рассмотрены на заседании Межведомственной комиссии по вопросам региональной политики при правительстве РК 20 июня текущего года. На этом заседании были одобрены предложения министерства по консолидации различных программ в единую программу развития регионов Казахстана.

В настоящее время министерством уже проводится работа по объединению таких программ, как «Развитие регионов», «Развитие моногородов», «Дорожная карта бизнеса-2020», «Занятость-2020», «Доступное жильё-2020», «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)», «Ак булак». Разрабатываемая в настоящее время программа развития малых городов также будет включена в единую программу.

 

Квартиры от КЖСК

В РК создано АО «Казахстанская жилищно-строительная корпорация» (КЖСК), которому поручен контроль всего технологического процесса строительства — от проектирования до приёмки жилья. Это предприятие со стопроцентным государственным участием, которое создано, в частности, для развития рынка арендного жилья в стране. Согласно одному из направлений программы «Доступное жильё-2020», Минрегионразвития должно разработать механизм возведения арендного жилья, которое будет отвечать всем стандартам качества в строительстве. Непосредственно реализация жилья по линии КЖСК запланирована на 2014 год.

В текущем году из республиканского бюджета для развития данного направления выделено 15 млрд тенге. АО «КЖСК» уже разработан ряд прошедших государственную экспертизу проектов, общий объём которых составляет более чем 100 тыс. кв. м. В следующем году запланировано ввести более 200 тысяч кв. м. жилья.

С 2016 года КЖСК планирует строить до 530 тыс. кв. м жилья в год, это порядка 9-9.5 тысячи квартир ежегодно. Стоимость одного квадратного метра в среднем составит 100 тыс. тенге.

В построенных по линии КЖСК квартирах арендатор в течение 15 лет должен будет уплачивать арендную плату в пределах 1 тыс. тенге за 1 кв. м в месяц. В соответствии с договором после окончания срока аренды жильё переходит в собственность арендатора. При этом после 10 лет аренды любой арендатор может получить право досрочного выкупа жилья по остаточной стоимости.

 

Больше жилья для очередников

Сегодня более 200 тыс. семей стоят в очереди на жильё в областных центрах Казахстана. Средства на строительство арендного жилья для граждан, состоящих в очереди в акиматах, выделяются ежегодно из республиканского бюджета. Так называемые очередники в соответствии с Законом РК «О жилищных отношениях» имеют право получить льготное арендное жильё III и IV класса комфортности.

С 2014 по 2020 год в рамках программы «Доступное жильё-2020» планируется строить по 275 тыс. кв. м жилья, это 4.5-5 тыс. квартир ежегодно, тогда как сейчас в год сдаётся в строй всего около 2-2.5 тыс. квартир.

 

Варианты приобретения жилья

В рамках программы «Доступное жильё-2020» государство предоставляет сразу несколько направлений строительства, чтобы дать казахстанцам возможность выбрать наиболее подходящие для них варианты приобретения жилья.

По линии Жилстройсбербанка (для всех категорий граждан) к 2015 году запланировано довести объём строительства жилья до 300 тыс. кв. м, это порядка 4-4.5 тыс. квартир ежегодно. Для молодых семей через ЖССБК к 2015 году государство планирует довести объёмы строительства жилья до 200 тыс. кв. м, это порядка 3-3.5 тыс. квартир ежегодно.

Через КЖСК в стране планируется строить до 530 тыс. кв. м арендного жилья в год. Кстати, по данному направлению очередники акиматов входят в приоритетную категорию граждан, то есть такое жильё они будут получать в первую очередь.

 

Очередь на земельные участки

Очередь на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) в Казахстане достигла 1.3 млн человек. Граждане РК имеют право однократно получить на бесплатной основе земельный участок для ИЖС в размере 10 соток.

По данным статистики, ежегодно в акиматы поступает свыше 100 тыс. заявлений. Если в 2008 году в очереди состояло 300 тыс. граждан, то за последние годы их количество возросло в 4 раза.

Для удовлетворения всех заявок, в генеральных планах необходимо предусмотреть более 90 тыс. га земли, что эквивалентно территории таких городов, как Караганда и Шымкент. Количество поданных заявлений в городах Астана и Алматы, а также областных центрах составляет 787 тыс. При этом самый большой спрос на землю наблюдается в Алматы, Астане, Актобе, Актау, Уральске и Шымкенте.

Согласно земельному законодательству, участки для ИЖС предоставляются только на подготовленных площадках, то есть с соответствующей инфраструктурой (электрические линии, водоснабжение, дороги, трубопроводы, газоснабжение). Поэтому при предоставлении земельных участков под ИЖС имеются такие типичные проблемы, как отсутствие свободных территорий в пределах границ городов для выделения земель, отсутствие в генеральных планах и проектах детальной планировки населённых пунктов возможностей для развития ИЖС, а также есть сложности с финансированием необходимой инфраструктуры.

В то же время постоянно увеличивать территорию городов только для предоставления земель для ИЖС невозможно. Земельные участки, расположенные на территории городов Астана и Алматы, областных центров, а также в пригородной зоне на сегодня уже закреплены как частная собственность или находятся во временном землепользовании.

Кроме того, как показывают результаты инвентаризации прошлого года, было выявлено около 44 тыс. фактов неиспользования земельных участков, а также использования их с нарушением законодательства. Анализ фактов неосвоения земельных участков показал, что 57% из них не используются более 5 лет.

При этом основными причинами неиспользования участков являются неподготовленность массивов земель для ИЖС с надлежащей инфраструктурой, отсутствие финансовых средств для постройки, а также постоянная перепродажа или переоформление земельных участков, то есть земля становится предметом сделок.

 

Новые механизмы предоставления участков

Для разрешения данного вопроса Министерством регионального развития совместно с заинтересованными госорганами прорабатываются новые механизмы предоставления земельных участков для ИЖС с учётом мирового передового опыта.

 

Проекты будут типовыми

В рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития РК ведётся разработка серии типовых проектов для многоэтажного и малоэтажного жилищного строительства с использованием энергоэффективных материалов и технологий.

В 2014 году предусмотрена разработка типовых проектов III и IV класса комфортности и малоэтажных жилых домов. Их применение планируется в рамках реализации программы «Доступное жильё-2020». Определение стоимости 1 кв. м жилья в разработанных типовых проектах осуществляется также в рамках этой программы.

В проектах предусматриваются изделия и конструкции, планируемые к выпуску отечественными домостроительными комбинатами. В настоящее время в РК ведётся строительство 16 ДМК.

Распространение типовых проектов осуществляется на основании заключённых соглашений о долгосрочном сотрудничестве по использованию типовых проектов жилых домов между Министерством регионального развития и акиматами.

 

Инвентаризация продолжается

Процесс инвентаризации сельхозземель в РК предусмотрен в период 2012-2014 гг. В 2012 году была проведена инвентаризация на площади в 30.6 млн га (из 90 млн га). По итогам проверок выявлено 7 тысяч неиспользуемых земельных участков общей площадью более 3 млн га.

Проведение инвентаризации позволило активизировать работу акиматов и собственников участков по рациональному использованию земель. С учётом требований правил рационального использования земель сельхозназначения были внесены корректировки в ранее заключённые договоры аренды земельных участков.

По вопросам регулирования земельных отношений разработан новый законопроект, который направлен на упрощение процедур изъятия земельных участков у недобросовестных собственников и землепользователей (при их нецелевом использовании или использовании с нарушением законодательства), а также упорядочивание процедур и сроков использования земли.

Сегодня продолжается плановая работа по инвентаризации сельхозугодий с охватом в текущем 2013 году площади в 30.5 млн гектаров. В 2014 году инвентаризация будет завершена полностью.

 

Проблемы модернизации ЖКХ

Министерством зафиксированы факты использования бюджетных средств в регионах на отдельные виды работ, не связанные с ремонтом ЖКХ. Также зафиксированы нарушения законодательства при составлении бюджетной заявки на выделение целевых трансфертов на капремонт. Имели место случаи, когда ремонтные работы в многоквартирных жилых домах начинались без согласия собственников помещений (квартир), что является нарушением. Зафиксированы случаи, когда отсутствовали договоры между специализированной организацией, КСК и собственниками помещений (квартир) на ремонт домов. Конфликты возникали и там, где собственники квартир были не согласны с проведением ремонта из-за высокой стоимости капитального ремонта (в среднем стоимость капремонта одного дома составляет около 30 тысяч тенге за 1 кв. м).

Часто строительные работы были организованы и произведены с нарушением условий и последовательных мероприятий программы. Так, из отремонтированных 565 жилых домов 310 домов, или 55% (где произведён ремонт), до настоящего времени в установленном законом порядке не зарегистрированы в органах юстиции как объекты кондоминиума.

Отмечены многочисленные факты некачественного выполнения субподрядными организациями ремонтных работ, непрозрачность сметы на ремонт, отсутствие надлежащего обследования домов. Всё это влечёт за собой снижение доверия к важной и нужной госпрограмме.

 

Ремонт общего имущества

В рамках программы модернизации ЖКХ РК предусмотрен ремонт и общего имущества объектов кондоминиума, к которому относятся подъезды, лестницы, лифты, крыши, чердаки, подвалы, внеквартирные либо общедомовые инженерные системы и оборудование, абонентские почтовые ящики, придомовой земельный участок, включая элементы благоустройства, и другое имущество общего пользования.

В Алматы на 2014 год на ремонт общего имущества объектов кондоминиума, участвующих в госпрограмме, из республиканского бюджета выделено 500 млн тенге.

При этом в 2012 году социально-предпринимательской корпорации «Алматы» из республиканского бюджета на ремонт домов было выделено 312.5 млн тенге, которые до настоящего времени не использованы. Поэтому сейчас решается вопрос о передаче данных средств акимату г. Алматы.

По информации kaztag.kz