Все регионы 

О проблемах строительства и ЖКХ


Ранее мы писали о том, что в республике будет создано Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, а также о том, что в целях финансового обеспечения концепции модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства РК.


Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью председателя Агентства РК по делам строительства и ЖКХ Серика Нокина информационному агентству Kazakhstan Today.


— В чем будет заключаться основная деятельность Агентства РК по делам строительства и ЖКХ?

С. Нокин: «Агентство как государственный орган, в компетенции которого аккумулированы вопросы, связанные с архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью, а также жилищные отношения и сфера коммунального хозяйства, в первую очередь должно выработать единую политику в названных сферах. То есть в стране должен действовать свод законов, концепций, положений, правил и инструкций, следовать буквам которых обязаны и компании, и госорганы, и граждане. Естественно, все эти нормативно-правовые акты обязаны в первую очередь защищать права рядового казахстанца, который может, не оглядываясь и ничем не рискуя, строить правоотношения в строительной, жилищной, коммунальной сферах.

К примеру, недавно правительством принята Концепция модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства РК. В этом документе четко указаны основные направления формирования единой государственной политики в отрасли и механизмы ее реализации. Ведь что сегодня волнует всех нас, когда речь заходит о ЖКХ? Это целый каскад вопросов. Как создать приемлемые условия для развития рынка коммунальных услуг? Как повысить инвестиционную привлекательность коммунального сектора? Где и каким образом применить механизмы государственно-частного партнерства, чтобы от него была стопроцентная отдача? Какие виды стимулирования придумать, чтобы в отрасль пошли частные инвестиции? Когда нужно перейти к эффективной системе использования ресурсосберегающих технологий и от затратной системы тарифообразования к стимулирующей? На все эти животрепещущие вопросы в концепции четко прописаны ответы. То есть отныне всем, кто занят в сфере ЖКХ, нужно четко придерживаться основных направлений данной концепции и использовать рекомендованные механизмы их реализации.

Или же возьмем другую не менее важную сферу деятельности нашего агентства. Я имею в виду строительство. Да, эта отрасль сегодня является одной из системообразующих в государстве. Несмотря на имеющиеся проблемы с дольщиками, ипотекой, заморозкой отдельных строек, здесь трудятся тысячи казахстанцев, создаются сопутствующие производства, отчисляются налоги и т. д. Одна из основных целей агентства — сделать строительную отрасль еще лучше, системно преобразовав ее, усовершенствовав методы государственного регулирования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, адаптировав их к современным реалиям. Тут, на наш взгляд, без реформ не обойтись: в коренной перестройке нуждается система государственных нормативов и в области архитектуры, и градостроительства, и строительства. Эти перемены повлекут за собой другие, подтянув за собой остальные сферы. Я имею в виду улучшение проектного дела, совершенствование системы ценообразования в строительной отрасли, развитие жилищного строительства и др.«.


— На недавнем совещании в Алматы было заявлено, что аварийное жилье будет сноситься, а жильцы переселяться в арендные дома без права приватизации. Будет ли агентство вырабатывать другие варианты этого вопроса?

С. Нокин: «До сих пор вопросы аварийного и ветхого жилья толком не рассматривались. Ни один госорган не занимался конкретно судьбой жильцов таких домов. Считалось, что эта проблема — головная боль местных исполнительных органов, которые на самом деле не имели средств в бюджете для сноса аварийного жилья и переселения жильцов.

Что такое аварийное жилье? Оно предполагает 70% износа, то есть в нем просто опасно жить. Продать его сложно, потому что стоимость нулевая. По нашему мнению, для начала нужно хотя бы знать, сколько в стране аварийных домов, cколько человек нуждается в улучшении условий проживания. То есть провести элементарный анализ ситуации. Людей, живущих в непростых условиях, было бы целесообразнее поставить в специальную очередь. Но на сегодняшний день законодательно это нигде не закреплено.

В Казахстане существует 2 очереди, по которым государство выделяет жилье. Туда входят малоимущие, социально защищаемые граждане (участники ВОВ, матери-героини, инвалиды и т. д) и работники бюджетных организаций. Мы хотим законодательно отнести людей, живущих в аварийном жилье, к 3-й очереди с оговоркой: без права приватизации. Со временем, когда переселенные жильцы аварийных домов решат свои жилищные проблемы, в освободившееся жилье можно будет переселять граждан из других аварийных домов. Конечно, о широкомасштабном сносе жилья еще речи не идет, мы лишь предлагаем возможные пути решения проблемы, требующей решения. Сейчас, например, по госпрограмме строятся арендные дома, которые государство отдает внаем. Мы хотим проработать вопрос, чтобы местные исполнительные органы имели право вселять жильцов в эти арендные квартиры, а аварийный дом снести. Но для их сноса тоже нужны средства. А сколько домов по стране требуют капитального ремонта? Этой цифры также никто не знает. Какой механизм придумать, чтобы у акимата появилась возможность выделять деньги для капремонта? Один из вариантов — жилищные пособия. Например, в таком ремонте нуждается частный дом, находящийся в личной собственности. Естественно, бюджетные деньги на эти цели не потратишь, потому что нет такой статьи в бюджетном законодательстве. Но можно было бы помочь, выделив владельцу жилищное пособие. Этот вопрос также пока обсуждается«.


По материалам Kazakhstan Today подготовил Фархат Шамшидинов.

Написать автору




Опубликовано 3 сентября 2009 2310 просмотров Добавить комментарий