На вопросы наших читателей как их восстановить, куда обратиться, что при себе иметь отвечают специалисты.


Правоустанавливающие документы служат основанием для регистрации права на недвижимость. Основные требования к таким документам : соответствие законодательству, действовавшему на момент составления документа в месте расположения недвижимости, а также наличие в нем описания недвижимости, правообладателя и вида права на недвижимость.

Наиболее распространенными правоустанавливающими документами на недвижимость являются договоры и другие сделки отчуждения недвижимости (купля-продажа, дарение, мена, приватизация и др.), надлежащим образом оформленные, а в установленных случаях и зарегистрированные как сделки; акты ввода завершенного строительством объекта в эксплуатацию, утвержденные уполномоченными органами; свидетельства о праве на наследство, выданные нотариусом; решения судов в отношении прав на недвижимость, вступившие в законную силу; акт о приобретении с публичных торгов и др.

Правоудостоверяющий документ на земельный участок — государственный акт на право собственности на земельный участок. Такие акты выдаются Комитетом по управлению земельными ресурсами. Акт на земельный участок содержит:
— план участка с указанием его места нахождения и размеров;
— указание на то, что земельный участок принадлежит на праве собственности;
— целевое назначение земельного участка
(в нашем случае — это почти всегда обслуживание жилого дома);
— основание приобретения земельного участка (название документа, на основании которого вы приобрели участок).

В случаях утраты или повреждения подлинника (удостоверенной копии) правоустанавливающего документа на недвижимое имущество, на основании которого была произведена регистрация в правовом кадастре, восстановление правоустанавливающего документа производится путем выдачи дубликата с копии указанного документа, который хранится в регистрационном деле.
Дубликат документа выдается только собственнику недвижимости либо участнику сделки по предъявлении удостоверения личности.

Так, для того чтобы восстановить договор приватизации, собственнику необходимо обратиться в Управление жилья г. Алматы, которое расположено по адресу: улица Жарокова, 215, угол улицы Тимирязева. В управление нужно предоставить заявление установленного образца на восстановление договора приватизации (образцы заполнения заявлений размещены на стендах в здании этого управления), копию удостоверения личности (при себе также необходимо иметь оригинал), а также справку формы № 2, которая подтверждает имущественные права собственника. Данная справка выдается бесплатно в центре обслуживания населения (ЦОН) по месту нахождения недвижимости.

Для получения справки формы № 2 собственнику необходимо предъявить в ЦОН копию удостоверения личности и РНН. Важно знать, что справка формы № 2 действительна только один день, поэтому документы на выдачу дубликата правоустанавливающего документа на жилье необходимо сдавать в тот же день, когда была получена данная справка.

После сдачи вышеуказанных документов в Управление жилья дубликат договора приватизации собственник может получить через 14 календарных дней. Для восстановления договора купли-продажи, мены, дарения, а также свидетельства о праве на наследство собственнику необходимо обратиться в нотариальную контору, где был заверен данный документ. Здесь собственнику нужно написать заявление на выдачу дубликата. Также при себе он должен иметь удостоверение личности, справку формы № 2 из ЦОНа и справку из стола находок ГУВД г. Алматы (улица Карасай батыра, 109, в здании миграционной полиции, вход с улицы Байтурсын-улы).

Если же нотариальная контора, в которой был оформлен договор, ликвидирована, или срок хранения документов в нотариальной конторе истек, то для восстановления документа необходимо обратиться в районный архив города. Районные архивы г. Алматы находятся по следующим адресам:
— архив Алмалинского района — проспект Абылай хана, 74а, угол улицы Гоголя (в здании районного акимата), офис 120;
— архив Ауэзовского района — мкр «Акбулак», улица Шорманова, 1;
— архив Бостандыкского района — улица Бабаева, 33, угол улицы Розыбакиева;
— архив Жетысуского района — улица Кожамкулова, 77;
— архив Медеуского района — проспект Жибек жолы, 54, угол улицы Пушкина;
— архив Турксибского района — улица Шолохова, 14.
В архив необходимо предоставить тот же пакет документов, что и в нотариальную контору (см. выше).

Для того чтобы восстановить копию вступившего в законную силу решения суда, подтверждающего право собственности на недвижимость, собственнику необходимо обратиться в архив того суда, в котором было вынесено данное решение.

Заявителю нужно будет написать соответствующее заявление на выдачу копии решения суда и уплатить госпошлину. В случае, если решение суда было вынесено более 10 лет назад, копию решения суда можно получить в Централизованном архиве судов (улица Толе би, 267, угол улицы Тлендиева). При себе необходимо иметь удостоверение личности и РНН (для уплаты госпошлины).

После получения дубликата договора приватизации, купли-продажи, мены, дарения, копии вступившего в законную силу решения суда данный документ необходимо зарегистрировать в центре обслуживания населения (ЦОН) по месту расположения недвижимости. Только после этого дубликат будет иметь законную силу.


Подготовил Фархат Шамшидинов.

Написать автору