Можно ли и как изменить целевое назначение участков, разрешается ли использовать земли под объекты МСБ, а также как получить бесплатно участок в черте города и оформить госакт? Что такое классификатор целевого назначения земель? Сегодня мы ответим на все эти вопросы, и поможет нам в этом начальник отдела нормативного и информационного обеспечения Управления земельных отношений (УЗО) г. Алматы Владимир Георгиевич Яковлев.


Итак, как мы выяснили, с 10 января этого года вступил в действие классификатор целевого назначения земель. Классификатор будет применяться при намерении владельца земельного участка изменить его целевое назначение. По своей направленности утвержденный классификатор призван придать системный характер вопросам изменения целевого назначения конкретного земельного участка и тем самым укрепить законность в области земельных отношений, избежав при этом чрезмерной детализации условий и пределов возникновения, изменения права собственности на земельный участок и права землепользования.



— Добрый день, Владимир Георгиевич, поясните, пожалуйста, какова цель принятия классификатора целевого назначения земель?

В. Г.: Цель разработки и принятия данного классификатора — упорядочение понятия «земли населенных пунктов». Дело в том, что в целом у нас в республике по Земельному кодексу РК все земли разбиты по категориям: земли населенных пунктов, земли сельхозназначения, земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и так далее. А вот внутри земель населенных пунктов были вопросы: например, имеется земля общественно-деловой застройки, но на этой же территории присутствуют крупные промышленные предприятия, частный сектор, многоэтажная застройка — то есть, как видно из примера, имеется необходимость придать вопросу назначения и использованию земель по их целевому назначению системный характер.

В соответствии с поставленной задачей совместно с Управлением архитектуры и градостроительства (огромное им спасибо за конкретные и обоснованные предложения) мы провели работу по классификации земель применительно к территории города Алматы.

В комментарии к постановлению акимата города от 01.12.08 г. сказано: «Классификатор целевого назначения земель разрабатывается на основе схем зонирования земель и утверждается местными исполнительными органами. Теперь целевое назначение земельного участка будет определяться с учетом заявленного целевого назначения, а также по типу и виду функционального использования территории участка и располагаемых на нем зданий и сооружений (помещений):

— для строительства объектов — как размещение (обслуживание) зданий (строений и сооружений) с группировкой по их типу и виду функционального назначения (использования);
— не связанных со строительством — по виду использования земельного участка в соответствии с подразделяемой законодательством категорией земель.

Если смена деятельности субъектов земельных отношений будет соответствовать разрешенным типам и видам функционального назначения (использования) территории участка и расположенных (размещаемых) на нем зданий и сооружений (помещений), то отпадает необходимость в замене идентификационного документа на земельный участок. Это также создаст условия для развития предприниматель-ской деятельности«.

Добавлю, что такая работа в республике проведена впервые, опыта по разработке классификатора земель как такового не было, но в соответствии со статьей 107 Земельного кодекса РК «Понятие и состав земель населенных пунктов» мы приступили к его разработке, при этом учитывая общие подходы, применяемые при классификации множеств, количественных или сходных по признакам и иерархии объектов.
Данным классификатором снимается вопрос обозначения и кодировки целевого назначения земельного участка, однако следует иметь в виду, что использование земельного участка должно осуществляться с соблюдением строительных норм и правил, а также действующих нормативных требований уполномоченных государственных органов.

Классификатор вводится впервые в республике и не имеет аналога, предложения по его совершенствованию просим направлять на веб-сайт акимата города Алматы www.almaty.kz или почтой в Управление земельных отношений по адресу: улица Толе би, 155.



— Скажите, а как раньше подходили к изменению целевого назначения участка?

В. Г.: Раньше исходили из прямого назначения какого-то конкретного участка. Да, у нас были классификаторы, РДС, СНиПы, но это были понятия, близкие все-таки к архитектурно-строительной и градостроительной деятельности конца 80-х годов прошлого века. Изменение целевого назначения земельного участка обязательно согласовывалось (и сейчас будет согласовываться) с Управлением архитектуры, при необходимости — с Балхаш-Алакольским бассейновым водохозяйственным управлением, потому что наш город на 30% находится в водоохранных зонах.
Сейчас УЗО по утвержденным Правилам застройки города Алматы стремится избавить граждан от выдаваемых на руки когда-то бегунков и хождения по многочисленным инстанциям. Теперь для смены целевого назначения заявитель пишет заявление на имя акима города и прилагает к нему необходимые документы. После его подачи он может всегда обратиться в информационно-консультативный центр УЗО (улица Толе би, 155, угол улицы Байзакова, 1-й этаж, тел. 266—70-15) и узнать, на какой стадии рассмотрения находятся его документы, необходимо ли донести какие-то документы или справки.

Кстати, планируется, что в скором времени акты на землю будут выдаваться также и через ЦОНы. Кроме этого с января 2009 года внедрена новая форма актов на право частной собственности без указания собственника, как например технический план квартиры.



— Известно, что в 2006 году вышло постановление правительства о том, что каждый гражданин Казахстана имеет право на бесплатное получение земельного участка. Однако в то время в пределах Алматы такие участки не выделялись. Наши читатели спрашивают, изменилась ли эта ситуация сейчас? Могут ли граждане, недавно получившие гражданство РК, получить участок?

В. Г.: В черте города Алматы земля никому не выделяется. Земля вновь не предоставляется в связи с ограниченным количеством земель, а наличие каких-то свободных пятен на практике доказывает, что они уже зарегулированы (предназначены для строительства школ, развязок, больниц, многоэтажных жилых комплексов), то есть во всем этом соблюдается концепция комплексной застройки, согласно Генплану развития Алматы. А для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) все земельные участки уже вы-браны, это где-то 30% земель.

В настоящее время идет узаконение и оформление пригородных земель, присоединенных в свое время к городу. А новых предоставлений участков для приехавших и получивших гражданство людей нет как в Алматы, так, кстати, и в Астане. Хотя в целом каждый гражданин Казахстана имеет право на бесплатное получение земельного участка в размере 10 соток (согласно Земельному кодексу и Постановлению правительства РК от 01.08.06 г.). Кстати, 2006 год был достаточно ажиотажный, тогда в акимат поступило более 92 тысяч заявлений граждан. Но потом была проведена разъяснительная работа, достаточно быстро все поняли, что для нашего города это невозможно. Кстати, с начала этого года от граждан поступило 94 заявления, но все были рассмотрены на Земельной комиссии, и всем было в установленном порядке отказано.



— Обязательно ли при продаже участка иметь на руках топосъемку земли, если имеется госакт и договор купли-продажи, зарегистрированный в БТИ?

В. Г.: Нет, это необязательно. Однако если продавец хочет своего покупателя успокоить, уверить в законном оформлении всех документов на участок, например, что споров с соседями не имеется, то, конечно, топосъёмка не будет лишней.



— В связи с упомянутым Вами ограничением количества земель и насыщенной застройкой в Алматы многие люди вынуждены приобретать дома на нескольких владельцев. Скажите, а есть ли какие-то ограничения по площади приобретаемого участка в нашем городе?

В. Г.: Если это касается вторичных сделок, то размер участка не имеет значения. А при первичном выделении земельных участков по строительным нормам и правилам рекомендовано, чтобы пустой не застроенный участок был не менее 600 квадратов. Но если дом уже стоит, такие ограничения снимаются (то есть возможно наличие дома на 2—3 хозяина с соответствующим делением участка по 2—3 сотки), поэтому такие вещи принимаются.



— Владимир Георгиевич, в нашей газете мы много раз писали о том, как оформить госакт на участок, расположенный в Алматы. Интересно, а отличается ли чем-то данная процедура для садового участка, расположенного в Алматинской области?

В. Г.: Порядок оформления идентификационного документа, так сейчас по закону следует называть госакт, в принципе, везде единообразный, согласно Земельному кодексу. Сначала нужно обратиться с заявлением на имя акима района по месту нахождения садового участка. Обязателен достаточно стандартный набор документов: копии книжки садоводческого кооператива, РНН, удостоверения заявителя, план участка, заверенный правлением кооператива и так далее. К сожалению, в каждом отдельном случае могут потребовать и другие документы, их список нужно уточнять в УЗО этого района.

Важно знать, что в таких случаях, как правило, проверяется целевое использование участка. В случае нарушения норм, то есть если на участке построен коммерческий или производственный объект, возникнут серьезные претензии к владельцу, включая выплаты штрафов и снос строений за его счет. На таких участках разрешается строить дачные дома, при строительстве которых должны соблюдаться СНиПы с учетом сейсмостойкости, запрещено строить дачные дома на оползневых землях, кроме этого запрещена подрезка склонов. Кстати, в соответствии с действующим законодательством на дачах разрешена регистрация владельцев (если дом может использоваться для круглогодичного проживания), для этого нужно обратиться в местный департамент юстиции.



— Очень часто наши читатели интересуются процедурой смены целевого назначения земельного участка земель сельхозназначения на ИЖС. Что Вы можете ответить по этому поводу?

В. Г.: Процедура изменения целевого назначения определяется в РК Земельным кодексом. Участки сельхозназначения, как правило, не переводят под ИЖС, так как такие земли являются национальным достоянием, предназначенным для развития сельского хозяйства. Я лично буду рад, если в данном случае заявителю откажут. Однако за более точной информацией нужно обратиться в УЗО по месту нахождения участка.



— Владимир Георгиевич, а можно ли участок, расположенный в садоводческом кооперативе, вывести из жилого фонда, если он находится на границе с близлежащими жилыми районами?

В. Г.: Как правило, объект из жилого фонда выводят, когда его хотят использовать как коммерческий объект. В любом случае следует писать заявление на имя акима той территории, на которой расположен этот садоводческий кооператив, с обращением о переводе части участка под коммерческий объект.

А основная часть участка все-таки останется землей под садоводство. Изменяются границы районов и городов по закону об административном устройстве РК. Процедура эта зарегулирована, и самовольно УЗО Карасайского района или акимат города Алматы не могут приграничными или смежными участками без разрешения правительства и без надлежащего постановления правительства распоряжаться.



— И последний вопрос: можно ли как-то помочь гражданам найти свои документы, которые они сдали для оформления госакта на землю в ДГПГорНПЦзем 10 лет назад?

В. Г.: Если человек за это время никогда не обращался в это учреждение, а также если он не получал письменного извещения об утере документов, то ему нужно написать заявление на имя директора АлматыгорНПЦзем с данной просьбой с указанием своих координат и фамилии. Также он может обратиться к нам в УЗО в информационный отдел за консультацией по тел. 378-47-16.


Беседу вела Инна Пчелянская.

Написать автору