Как оформить госакт на землю?


Отвечаем на вопросы наших читателей: где можно получить госакт, какие документы для этого требуются, куда можно обратиться в случае утери этого документа

За ответом на эти и другие вопросы наших читателей мы обратились в Центр по недвижимости г. Алматы, в Горкомзем, а также в юридические конторы нашего города. По словам специалистов названных учреждений, частая проблема, возникающая как при купле-продаже собственного дома, так и при изъятии его для госнадобностей и начислении компенсации – неудовлетворительное состояние правоустанавливающих документов на дом и земельный участок. Такие акты выдаются Комитетом по управлению земельными ресурсами (улица Ауэзова, 107, угол проспекта Абая, тел. 68-67-50). Выдача правоустанавливающих документов на землю началась еще с середины 90-х годов.

Возможна ли раздельная продажа домостроения и земельного участка, на котором оно расположено? Продажа жилого дома всегда осуществляется вместе с земельным участком, предназначенным для обслуживания этого дома. Поэтому право собственности на земельный участок неразрывно связано с правом собственности на расположенную на этом участке недвижимость. Какие документы должен иметь продавец жилого дома и земельного участка? Для сделок с частными домами госакт на землю должен быть в наличии наряду с правоустанавливающим документом на дом. Правоустанавливающим документом на дом может являться: договор купли-продажи, мены, дарения, приватизации (если дом был куплен, обменен на другое имущество, получен в дар или приватизирован); свидетельство о праве на наследство (если дом был получен по наследству); регистрационное удостоверение, выданное Центром по недвижимости (чаще всего при строительстве нового дома, перепланировке или реконструкции существующего); акт о приобретении с публичных торгов; копия вступившего в законную силу решения суда, подтверждающего право собственности на дом (если дом был отсужен в результате судебного процесса). Госакт на землю – это лишь правоудостоверяющий документ, изготавливаемый на основании правоустанавливающего, которым могло быть либо решение исполнительного органа об отводе (предоставлении) земельного участка или права на него, либо гражданско-правовая сделка.

Что должно быть занесено в госакт на землю? Акт на земельный участок содержит: план участка с указанием его места нахождения и размеров; указание на то, что земельный участок принадлежит на праве собственности; целевое назначение земельного участка (в нашем случае – это почти всегда обслуживание жилого дома); основание приобретения земельного участка (название документа, на основании которого вы приобрели участок).

Нужно ли регистрировать госакт вместе с документами на дом в Центре по недвижимости? Полученный государственный акт на земельный участок подлежит регистрации в Центре по недвижимости. Возможна как совместная, так и раздельная регистрация документов на дом и земельный участок. В любом случае плата за регистрацию берется по отдельности.

Как земком высчитывает стоимость земельных участков? При определении кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков по г. Алматы земельный комитет использует для расчетов базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность под застройку или застроенные зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания – 717 тенге за 1 кв.м (Приложение 1 к Постановлению Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 2003 г. N890).

Какие документы нужно подавать в земком на оформление госакта? Для получения такого акта в земельный комитет нужно предоставить: удостоверение личности (именно удостоверение, а не паспорт); копию свидетельства налогоплательщика (РНН); правоустанавливающие документы на жилой дом, расположенный на участке.

Куда нужно обращаться для воcстановления земельного акта в случае его утери? Если какой-либо из правоустанавливающих документов или технический паспорт утерян, нужно получить дубликат в том органе, который его выдавал. Дубликат правоустанавливающего документа должен быть также зарегистрирован в Центре по недвижимости. Технический паспорт – документ, содержащий план дома и описание всех его помещений с указанием площадей, а также план земельного участка и расположение строений на нем. Выдается центрами по недвижимости или фирмами, оказывающими услуги по инвентаризации недвижимости. При этом требуется выход техника на ваш участок.

Какие требования предъявляются к госакту на землю? Сведения, указанные в акте на земельный участок, по площади помещений и самого участка должны совпадать со сведениями, отраженными в правоустанавливающих документах на дом и в техническом паспорте, а также с фактическим состоянием построек на земельном участке. В РК право землепользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, приобретаемым возмездно или безвозмездно. Право временного возмездного землепользования (аренды) может быть краткосрочным (до 5 лет) и долгосрочным (от 5 до 49 лет). Документы, удостоверяющие право на земельный участок, различаются в зависимости от формы землепользования. При частной собственности на земельный участок это Акт на право частной собственности на земельный участок. При постоянном землепользовании – Акт на право постоянного землепользования. При временном возмездном землепользовании – Акт на право временного возмездного (долгосрочного, краткосрочного) землепользования. А при временном безвозмездном землепользовании – Акт на право временного безвозмездного землепользования.

Как влияет на размер стоимости жилого дома(при продаже) документ на землю? Тип документа на землю (например, свидетельство о частной собственности на землю или документ на право долгосрочной аренды) влияет на размер стоимости жилого дома при его продаже. Поскольку реализовать объект недвижимости можно только совместно с земельными правами, стоимость таковых земельных прав должна быть учтена в цене всей сделки. Дом с выкупленным в собственность земельным участком, предназначенным для его размещения и обслуживания, должен стоить дороже, чем тот же дом на арендуемом земельном участке.

Из чего складывается сумма, которую платят в земком и другие инстанции при купле-продаже частных домов? Обычно накладные расходы, связанные с покупкой земли, заключаются в оплате услуг Комитета по управлению земельными ресурсами за изготовление схемы участка, техпаспорта (выдается Центрами по недвижимости или фирмами, оказывающими услуги по инвентаризации недвижимости) плюс оплата сбора за государственную регистрацию права собственности на земельный участок в Центре по недвижимости.

В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, предполагаются расчеты убытков собственников земельных участков и землепользователей (арендаторов). Когда на территории, выбранной под размещение объекта строительства, расположены жилые дома, подлежащие сносу, застройщик дополнительно предоставляет договор, заключенный с каждым из собственников недвижимости, об условиях компенсации убытков собственнику.

В отношении земельного участка, проданного в рассрочку, запрещается совершать сделки до полной оплаты его выкупной цены. Должны ли такие ограничения быть занесены в земельный госакт? Ограничения по совершению сделок с земельным участком, проданным в рассрочку, отражаются в договоре купли-продажи земельного участка и в правоудостоверяющем документе на земельный участок. Документ об оплате выкупной цены земельного участка является основанием для снятия данного ограничения в договоре купли-продажи и в правоудостоверяющем документе на земельный участок.

Госакт на землю теперь можно получить также в Центрах обслуживания по принципу «одного окна», которые оказывают услуги по выдаче различных документов, в том числе и на право собственности на землю. Сейчас ЦОНы действуют в двух районах Алматы. В Алмалинский районе – улица Богенбай батыра, 221, угол улицы Байзакова (тел.: 63-82-52, 63-82-53) и в Турксибском районе – улица Рихарда Зорге,9, угол улицы Толстого (тел. 34-09-64).В течение 2006 года в южной столице планируется открыть еще 6 ЦОНов.

Иветта ШУТОВА


Опубликовано 23 февраля 2006 7 комментариев



x