Казахстанские банки наказали за нарушения
Национальный банк опубликовал отчёт о нарушениях прав потребителей. По данным регулятора, основные проступки — это сокрытие достоверной информации о ставках в годовом эффективном выражении, превышение долговой нагрузки заёмщика (выдача кредита сверх установленной величины), несоблюдение сроков предоставления информации по запросу клиента, взыскание незаконных комиссий и просроченных платежей сверх разрешённой нормы (более 50 % от суммы счёта) и др.
Всего в 2017 году регулятор применил 115 взысканий. В 26 случаях были выписаны штрафы, в 73 — банки отделались письменными предупреждениями и предписаниями.
Чтобы убедиться, что банк работает честно, НБ рекомендует детально изучать договоры.
При открытии текущего счёта особое внимание следует обратить:
— на тарифы банка (годовое обслуживание банковского счёта);
— комиссии за снятие наличных в банкоматах и кассах, за зачисление денег и переводы;
— вознаграждение на остаток денег;
— порядок уведомления об изменениях в тарифах банка;
— условия взыскания денег с банковского счёта без согласия владельца счёта.
Открывая депозит, важно учитывать:
— ставку вознаграждения (в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении);
— порядок изменения размера вознаграждения и способ уведомления об этом;
— условия пролонгации вклада после истечения его срока.
Тем, кто собирается взять кредит, важнее всего ознакомиться с такими пунктами как:
— размер и порядок расчёта годовой ставки вознаграждения, а также с условием её изменения;
— метод и график погашения;
— комиссии и иные платежи, их размеры, реальная стоимость кредита;
— порядок взыскания задолженности.
Финрегулятор напоминает, что в 2017 году был принят закон «О коллекторской деятельности» (кстати, пожаловаться на коллекторов можно в приложении Нацбанка). Теперь на банки возложена обязанность по рассмотрению предложений о реструктуризации задолженности по договорам банковского займа.
Если возникнет проблема с выплатой, необходимо в течение 30 календарных дней предоставить в банк письменное заявление, содержащее сведения о причинах возникновения просрочки. В нём изложить просьбу о реструктуризации займа (включая изменение ставки, отмену неустойки и др.)
В свою очередь, банк обязан рассмотреть заявление за 15 календарных дней и письменно проинформировать заёмщика о решении.
В случае нарушения ваших прав НБ рекомендует обратиться письменно по адресу: 050000, г. Алматы, ул. Айтеке би, 67, e-mail: info@kzp.nationalbank.kz. Также в ведомстве работает общественная приёмная, телефоны для справок: 7 (727)261 92 13, 7 (727) 278 81 04 вн. 2061.