Станет ли Алматы городом пешеходов?
Превратить южную столицу в город для пешеходов предлагает датский архитектор Ян Гейл. Он считает, что городская среда должна быть ориентирована на потребности человека. Девиз его проекта: «Алматы — город для удовольствия». Основная идея проекта — оборудовать как можно больше пешеходных и велодорожек, а многочисленные парковки превратить в зоны отдыха для горожан. Но реально ли воплотить в жизнь грандиозные планы архитектора? Возможно ли в южной столице искоренить стихийные парковки для автомобилей и заставить алматинцев оставлять свои авто дома и добираться до работы пешком или на велосипеде? Мы решили узнать, что думают о проекте отечественные архитекторы и градостроители.
Всё для пешеходов
Недавно в Алматы состоялась долгожданная презентация проекта датского архитектора Яна Гейла по улучшению качества жизни в южной столице. Главной проблемой, по мнению заморского градостроителя, является перенасыщенность города автомобилями. Вследствие этого образуются хаотичные парковки, которые мешают передвижению пешеходов. Согласно проекту датчан, несколько улиц в Алматы необходимо сделать исключительно пешеходными, на других убрать надземные и подземные переходы, для того чтобы передвижение по городу пешком было максимально удобным. Для презентации проекта в Алматы прибыл директор компании Gehl Architects Рикардо Марини.
Парки и скверы объединить
В первую очередь датчане рекомендуют развить в городе пешеходную сеть, связывающую между собой все основные точки массового скопления людей. Это торгово-развлекательные центры, парки и бизнес-центры. А во вторую — начать работу над созданием зелёной сети, которую можно представить в виде своеобразных пальцев, спускающихся с гор Заилийского Алатау в центр города.
Проспект Жибек жолы
По мнению зарубежных специалистов, участок проспекта Жибек жолы, а точнее площадь перед ТРЦ Silk Way City, — идеальное место для оптимизации городского пространства, но здесь необходимо кое-что изменить. В частности, архитекторов не устраивают стены торгового центра, они предлагают сделать их более прозрачными, чтобы визуально расширить пространство вокруг него. А на территории вокруг ТРЦ, согласно проекту, рекомендуется заменить напольное покрытие и убрать ступени.
— Этот торговый центр тесно связан с Зелёным базаром, который является одним из самых загруженных мест в Алматы. ТРЦ может стать прекрасным местом для туристов, здесь они смогут прогуливаться и делать покупки, — добавил Рикардо Марини.
Арбат
На этой территории архитекторы предлагают организовать больше сидячих мест для горожан, поработать над уличным освещением и поднять кроны деревьев.
— За деревьями вдоль улицы спрятаны магазины, которых сейчас попросту не видно, да и рекламный экран сильно ограничивает обзор. Подобные объекты на бульваре не нужны, и если их убрать, люди более охотно будут проводить здесь время, — пояснил Рикардо Марини.
Проспект Достык
Этот проспект, по словам Рикардо Марини, архитекторы изучали в течение долгого времени в разное время года, ведь предлагаемые ими изменения должны быть актуальны при любой погоде. Согласно их замыслу, здесь должны быть организованы качественные места для отдыха — скамейки, возможно, беседки, а также пешеходные дорожки.
— Самое главное — необходимо расчищать их зимой от снега. А куда девать этот снег, я расскажу попозже, — заинтриговал всех Рикардо Марини.
Старая площадь
На площади перед зданием бывшего Совета министров Казахской ССР Рикардо Марини предложил организовать места для отдыха и установить мобильную мебель, которую можно будет убрать на время проведения каких-либо массовых мероприятий. На месте нынешней парковки по замыслу авторов должен раскинуться яблоневый сад. А севернее здания в зимнее время архитекторы предлагают организовать Ледовый городок — вот здесь и пригодится снег, который будут убирать с проспекта Достык.
Улица Панфилова
На улице Панфилова датские архитекторы предлагают открыть обзор на станции метро и здания вокруг. Обрезка деревьев — оптимальный выход. По их мнению, здесь тоже должны появиться велосипедные дорожки. Если проделать эту работу, по улице будет приятно гулять как алматинцам, так и гостям города.
Проспект Аль-Фараби
Главный проспект южной столицы предложено разделить на автодорогу и отдельные пешеходные и велодорожки. При этом необходимо сделать проспект обычным, а не скоростным. Такое решение позволит оптимизировать пространство и сделать его более удобным для передвижения пешеходов.
Парковки убрать!
На презентации Рикардо Марини неоднократно упоминал о самой главной проблеме Алматы — неорганизованных паркингах для автомашин. Это касается и площади перед зданием Театра оперы и балета им. Абая, где вся прилегающая территория забита транспортом.
— Если всё это расчистить и убрать, территория преобразится, — подчеркнул архитектор.
То же касается и улицы Байсеитовой.
— Улица зелёная и красивая, но забита транспортом. Нужно сделать так, чтобы люди не боялись оставлять здесь своих детей, — заключил он.
Марини затронул тему и алматинских трамваев, отметив, что в городе сложилась историческая трамвайная система. По его мнению, нужно придать этому виду транспорта свой стиль, как делается во всех городах мира. Остановки трамваев нужно сделать комфортными.
Есть сомнения
Проект Gehl Architects вызывает много вопросов. С одной стороны, город станет зеленее и чище, но как быть с автомобилями? В Алматы сейчас около 500 тысяч «своих» автомобилей, плюс более 200 тысяч ежедневно въезжают из пригородов. Парковочных мест катастрофически не хватает, а с воплощением проекта в жизнь их станет ещё меньше. Также опасения вызывают идеи архитектора по созданию пешеходных переходов. Если для них использовать территорию проезжей части, то тот же проспект Абылай хана превратится в сплошную автомобильную пробку. А вот что думают о проекте отечественные специалисты.
Идеи Гейла сегодня невыполнимы
Так считают специалисты комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства АО «КазНИИСА». По их мнению, варианты господина Марини следует рассматривать как первичное предложение. Ущемлять автомобильное движение и движение общественного транспорта за счёт увеличения количества пешеходных рукавов наподобие Арбата в данное время невозможно. В этом случае проблема транспортного сообщения не решается, а наоборот, ухудшается, так как поток будет перекинут на соседние улицы и возникнет перегрузка.
Связать парки, скверы и деловой центр пешеходной сетью крайне заманчиво, но опять же неосуществимо. Разделение автодороги на велодорожки по проспекту Аль-Фараби тоже невозможно, так как это основная артерия города и делать её обычной, а не скоростной, — большая ошибка.
К тому же в холодные снежные зимы велодорожки нерентабельны. Представить себе алматинца, добирающегося до работы на велосипеде в этот период, просто невозможно.
Бесспорным является решение о чистке площадей, прилегающих к общественным зданиям, — благоустройство города должно волновать не только зарубежных гостей.
Решить проблему с парковками можно
Главный инженер проектов АО «КазНИИСА» Ерболат Даукараев предлагает решить проблему с парковками так же, как это сделали в Сан-Франциско, а именно с помощью системы SFpark. Система представляет собой «умный» автомат, который благодаря специальным сенсорам оценивает загруженность определённой парковки и высчитывает количество свободных мест. С помощью приложения для смартфона автолюбитель всегда может посмотреть, на какой парковке имеются свободные места, и заранее спланировать свой маршрут.
Необходим комплексный подход
А вот президент Союза архитекторов Казахстана Акмурза Рустембеков считает, что идеи Яна Гейла вполне возможно применить в южной столице, но делать это нужно постепенно. Сейчас алматинцы привыкают к выделенной полосе на проспекте Абая и к пешеходным зонам привыкнут. Здесь важен комплексный подход.
В первую очередь нужно решить проблему транспортного сообщения: наладить маршруты общественного транспорта, открыть новые станции метро. Возможно, каким-то образом ограничить въезд для автомобилей из области.
— Как специалист я считаю, что нужно строить многоуровневые паркинги для автомобилей в местах большого скопления людей, — рассказал Акмурза Рустембеков. — Лучше, конечно, подземные. Также хорошо себя зарекомендовал совсем незатратный, но очень эффективный приём — как можно больше улиц в городе сделать односторонними. При этом одну полосу на таких улицах вполне реально отдать велосипедистам или оборудовать широкий тротуар без ущемления движения автотранспорта. А как простой горожанин я согласен с идеями Гейла. Пешеходные зоны — это отличная идея. Пешие прогулки полезны для здоровья, и если для прогулок будут все условия, я с радостью буду ходить на работу пешком.
Для справки
Ян Гейл — датский архитектор и консультант по городскому дизайну из Копенгагена. Его работа сосредоточена на улучшении качества жизни в городах путём переориентации городского дизайна на пешеходов и велосипедистов. Его идеи были использованы сначала в Копенгагене, а затем в разных городах Европы, Северной Америки, Азии и Австралии, в том числе и в крупнейших городах, таких как Нью-Йорк, Москва и Лондон.