Генеральный план южной столицы устарел и его нужно привести в соответствие с новыми реалиями. Внести корректировки архитекторы предлагали сразу после присоединения новых территорий в 2014 году, но принялись за дело только сейчас. Согласно новым поправкам и дополнениям, в Алматы пробьют несколько магистралей, построят новые развязки и снесут более миллиона квадратных метров ветхого жилья. Но обо всём по порядку.

Что пошло не по плану?

С момента утверждения действующего генерального плана Алматы прошло 13 лет, он должен был действовать до 2020 года. Генплан был рассчитан на то, что только в 2020 году население магаполиса достигнет 1.5 миллиона человек, а город преодолел эту планку уже в 2013 году. Кроме того, территория Алматы увеличилась. В связи с этим и назрела необходимость корректировки действующего генплана.

Исполнителем назначен институт «Алматагипрогор-1». После корректировки расчётный срок действия генплана составит 15 лет, то есть до 2030 года. Предполагается, что к тому времени население Алматы достигнет 2.4 миллиона человек.

Миллион квадратных метров под снос

Согласно проекту по корректировке генерального плана, в Алматы предлагается снести порядка миллиона квадратных метров ветхого и несоответствующего необходимым нормам жилья. Под снос попадёт не только частный сектор, но и двухэтажные многоквартирные дома, которые были построены 1940–50 годах прошлого века. Все эти дома признаны несейсмостойкими и превысили свой срок эксплуатации. На месте двухэтажек уже в ближайшие годы появятся 5-, 9- и даже 12-этажные современные многоквартирные дома. А для автомобилей будут возводить многоярусные подземные и полуподземные паркинги.

Главные магистрали города протянут до окраин

Для того чтобы решить транспортные проблемы, архитекторы предлагают продлить центральные магистрали до новых границ города. Благодаря этому у жителей таких микрорайонов, как «Акжар», «Теректы», «Алгабас», «Рахат», «Мадиниет», «Кайрат» и «Бесагаш», появится возможность быстро добраться до центра по прямой дороге. Известно, что, согласно внесённым в генплан корректировкам, продлевать будут проспект Абая, улицу Толе би, проспект Рыскулова и улицу Акын Сара.

А вот от продолжения проспекта Аль-Фараби специалисты предлагают отказаться. По мнению архитекторов, пробивка этой автомагистрали привлечёт в город большое количество автотранспорта и серьёзно ухудшит экологическую ситуацию.

Пробок на «Алтын Орде» больше не будет

Также архитекторы намерены создать в городе несколько дублирующих улиц, которые помогут разгрузить основные автомагистрали. В частности, планируется ликвидировать транспортный коллапс на проспекте Райымбека в районе рынка «Алтын Орда», где ежедневно возникают огромные заторы автомашин.

Все в метро!

Одним из приоритетов в корректировке генплана является повышение привлекательности общественного транспорта. До 2030 года в Алматы планируется завершение строящейся линии метро и строительство ещё одной (по улице Гоголя с востока на запад), а также развитие легкорельсового транспорта и скоростного автобусного движения. Кроме того, намечено строительство нового аэропорта, который будет обслуживать международные и крупные транзитные рейсы.

Территорию города расширять не будут?

По данным управления архитектуры, в настоящее время территория города составляет 70 тысяч гектаров, включая 23 тысячи га, присоединённых к Алматы в 2014 году. В управлении утверждают, что в ближайшие годы территорию города больше увеличивать не будут. Архитекторы считают, что расширение нецелесообразно и предлагают, наоборот, все основные силы бросить на развитие уже присоединённых населённых пунктов.

Однако, согласно актуальному генплану города, действующему до 2030 года, намечено ещё два присоединения новых земель общей площадью восемь тысяч гектаров — одно в 2020 году и второе в 2030-м. Пока неизвестно, будут ли вычеркнуты эти пункты в связи с внесением корректировок в генплан или нет.

Алматы не резиновый!

Сегодня численность населения Алматы составляет 1 миллион 850 тысяч человек. На территории, которую занимает город, по подсчётам специалистов, может проживать до трёх миллионов горожан. Ежегодно 70 % от прироста населения составляет внешняя миграция, и только 30 % — естественный прирост. Специалисты утверждают, что если не направить поток миграции в города-спутники, в южной столице наступит коллапс. Для решения проблемы слишком бурного роста населения за счёт приезжих архитекторы предлагают развивать новые индустриальные центры, города-спутники и населённые пункты, находящиеся в непосредственной близости от Алматы.

Идея эта совсем не нова и присутствовала в предыдущих генеральных планах города, но до сих пор не получала своего развития. Напомним, действующий генплан предусматривал строительство четырёх городов-спутников вдоль трассы Алматы — Капшагай, которые должны были стать спальными районами с небольшими производствами.

Первый город-спутник Gate City был запланирован как международный бизнес-центр в районе Первомайки, второй — Golden City — в районе Дмитриевского моста в качестве жилой зоны, третий — Growing City — в районе Николаевского моста (он должен был стать промышленным центром). Четвёртый город — Green City — собирались строить на берегу Капшагайского водохранилища и сделать его туристическим центром. Теперь же архитекторы предлагают построить только два города-спутника — это Golden City и Growing City.

Градостроители объясняют своё решение тем, что считают необходимым развивать уже существующие населённые пункты, а не строить новые.

Городские ТЭЦ переведут на газ

На обсуждении корректировок генплана поднимался вопрос обеспечения мегаполиса тепловой и электроэнергией. В ближайшее время планируется перевести существующие в городе ТЭЦ на газ. Для этого необходимо будет построить газораспределительную станцию и заменить котельное оборудование. 

Когда ждать перемен?

До конца 2015 года эксперты планируют окончательно разработать архитектурный план города и согласовать его с госорганами. А уже в середине следующего года новый генплан со всеми корректировками будет вынесен на утверждение правительства.