Что изменится в Алматы через 5 лет?
Впервые программа развития Алматы будет разрабатываться совместно с его жителями. Горожане могут предложить свои идеи и проекты. Часть из них уже прозвучала на недавнем гражданском форуме. В числе ноу-хау: канатная дорога от станции метро «Райымбек» до ж/д вокзала «Алматы-1», остановки общественного транспорта с интерактивным информационным табло, установка шлагбаумов на въездах в город и снос бетонных заборов вокруг частных домов. Что из предложенного превратится в реальный проект, станет известно через месяц. В декабре этого года состоятся заседания специальной комиссии, на которых специалисты выберут самые интересные предложения, а затем приступят к их разработке. Но пока коротко о том, что предлагают авторы.
Каждый алматинец должен знать, чем он дышит
Для улучшения экологии в мегаполисе предлагается построить два завода: один по сжиганию отходов, а другой по переработке мусора и производства биогаза. Проектом предусмотрена установка очистительных фильтров на ТЭЦ-2 и перевод на газ ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3, а также полная газификация частного сектора в городе.
По задумке разработчиков, через пять лет не менее 10 тысяч автомобилей и 600 маршрутных автобусов в городе должны быть переоборудованы на газовое топливо. Каждый алматинец будет знать, чем он дышит — все данные об уровне загрязнения воздуха, воды и почвы будут демонстрироваться на уличных дисплеях.
Въезд в город будет платным
Авторы этого проекта считают, что главное для Алматы — это развитие общественного транспорта и увеличение количества пешеходных зон и велосипедных дорожек. Они предлагают оптимизировать маршрутную сеть по всем видам транспорта, то есть перекроить схемы движения автобусов и троллейбусов таким образом, чтобы из одного конца города в другой можно было добраться без пересадок, а дублирующие маршруты ликвидировать.
В дополнение к этому необходимо за пять лет достроить первую линию метрополитена до мкр «Калкаман» и запустить скоростные автобусные линии и ЛРТ, маршруты которых будут удобны не только алматинцам, но и жителям области. Последние могли бы приезжать на общественном транспорте в мегаполис на работу и учёбу, при этом не загружая трафик личными автомобилями, въезд в город для которых, кстати говоря, должен стать платным. Сумма платы пока не оглашается (предполагается, что она составит около 100 тенге).
Выделенка для таксистов
Разработчики предлагают продлить выделенную полосу для общественного транспорта ни много ни мало аж на 200 км, при этом разрешить двигаться по ней и такси. Проектом предусмотрено строительство 10 многоярусных автопарковок на 550 авто каждая, обустройство платных стоянок в центре города. В планах и обустройство пешеходных зон по проекту Яна Гейла, строительство 140 км велосипедных дорожек, 500 велостоянок и 100 станций по прокату велосипедов.
Тарифы на тепло и воду повысят
В проекте заложен капитальный ремонт тепло-и электросетей и водопровода города. Для покрытия расходов на проведение этих работ разработчики проекта предлагают повысить тарифы на воду и тепло. Правда, пока не уточняют, насколько — всё будет зависеть от объёма.
Пять детских садов в год
В нескольких районах Алматы просто необходимо строить социальные объекты — их там не хватает, существующие перегружены. Чтобы решить проблему в Наурызбайском, Алатауском и Ауэзовском районах, планируется строить не менее пяти детских садов и трёх школ в год. Также за пять лет там должно появиться четыре поликлиники.
Селя больше не будет
Проектом предусмотрен ремонт всех защитных сооружений (дамб и плотин) и постоянный мониторинг за состоянием опасных зон в горных районах.
Вас снимает скрытая камера
Снизить уровень преступности призвана система быстрого реагирования, в рамках которой будет осуществляться видеомониторинг мест массового скопления людей. За пять лет планируется увеличить количество камер на улицах и дорогах минимум в пять раз.
Что предложить туристам?
Авторы предлагают запустить автобусы по маршруту, объединяющему все достопримечательности города и окрестностей, а также внедрить специальный «проездной» туриста. Но самое главное — рекламировать город на международных выставках, форумах, Интернете и СМИ.
Глас народа
В ходе презентации проекта любой желающий мог высказать свои пожелания. Мы записали их и предлагаем вашему вниманию самые интересные. Нам показалось любопытным предложение строительства жилых городков в индустриальной зоне города для рабочих заводов, общежитий для врачей и учителей.
Один из присутствовавших предложил запретить возведение высоких металлических или бетонных заборов в частном секторе, а существующие заменить на ограждение из сетки Рабица. По его мнению, такое решение позволит предотвратить организацию запрещённых религиозных и террористических объединений. Нашлось много желающих улучшить общественный транспорт. Одни предложили отказаться от дорогостоящего строительства метро, а вместо этого запустить канатную дорогу. Другие высказались за переоборудование на газ имеющихся автобусов вместо покупки новых. Люди с ограниченными возможностями акцентировали внимание на установку специальных пандусов в общественном транспорте и звуковых табло на остановках.
Месяц на размышление
Проект программы развития города рассчитан на ближайшие 5 лет, то есть до 2020 года. В его разработке помимо отечественных специалистов участвовала и международная консалтинговая компания МcKinsey & Company, специализирующаяся на решении задач, связанных со стратегическим управлением. Власти мегаполиса уверены, что сотрудничество с зарубежными стратегами поможет Алматы уже в ближайшее время стать мировым финансовым центром.
У алматинцев есть месяц для того, чтобы направить в акимат свои идеи, предложения и проекты. Адрес almaty2020@a-a.kz будет работать до 6 декабря 2015 года.