В 2013 году по программе «Доступное жильё-2020» введено в строй 6.8 млн кв. м жилья, что составляет 103% к годовому плану (6.6 млн кв. м). Однако на совещании правительства было признано, что в 2014 году планы могут быть не выполнены из-за удорожания строительства, неорганизованности акиматов и отсутствия экономных типовых проектов.

О том, какие меры предпринимаются для решения этих проблем, сообщил в своём докладе министр регионального развития РК Б. Жамишев. Подробности в нашем материале.

 

Результаты к началу года

Результаты строительства жилья за счёт средств из республиканского бюджета следующие. На строительство арендного жилья в 2013 году акиматам областей, городов Астана и Алматы было выделено 27.5 млрд тенге целевых трансфертов, освоено (по предварительным данным акиматов) 27.3 млрд тенге, или 99.4%. Таким образом, годовой план по вводу арендного жилья практически всеми акиматами был выполнен. Фактически построено 402.6 тыс. кв. м арендного жилья (или 140% к плану).

В частности, акиматами введено в строй 265.7 тыс. кв. м арендного жилья для очередников (при плане 190 тыс. кв. м) и 136.8 тыс. кв. м арендного жилья для молодых семей (при плане 117 тыс. кв. м).

На строительство жилья, реализуемого через систему жилстройсбережений, из республиканского бюджета в 2013 году акиматам было выделено 29.4 млрд тенге. Из них освоено 27.9 млрд тенге или 95%. Годовой план по вводу кредитного жилья практически всеми акиматами выполнен: построено 320 тыс. кв. м (122.8% к плану). Но полностью перекрыть отставание предыдущих лет не удалось. С учётом отставания выполнение составило 74%.

На строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры в районах жилищной застройки из республиканского бюджета выделено 40.1 млрд тенге, освоено 39.7 млрд тенге, или 99%.

 

Акиматы опаздывают с заявками

В 2013 году по сравнению с предыдущими годами наметилась тенденция по улучшению эффективности освоения бюджетных средств и обеспечения своевременного ввода жилья. Программой предусмотрено ежегодное увеличение объёмов строительства с доведением их к 2020 году до 10 млн кв. м в год. В 2014 году предусмотрено строительство 6.9 млн кв. м жилья по всем источникам финансирования.

Но для выполнения поставленной задачи по четырём основным направлениям (арендное, кредитное жильё, инженерно-коммуникационная инфраструктура, жильё по линии АО «Казахстанская ипотечная компания») в 2014 году выделено финансирование на сумму 129.9 млрд тенге из 206.2 млрд тенге, предусмотренных по программе «Доступное жильё-2020». Таким образом, недофинансирование по указанным четырём направлениям составляет 76.3 млрд тенге, или 320 тыс. кв. м жилья. То есть при плане 995 тыс. кв. м будет построено только 675 тыс. кв. м.

Основная причина недофинансирования — это несвоевременное представление акиматами документации (заявки, проектно-сметная документация, результаты госэкспертизы и т. д.) в установленном порядке и установленные сроки. В связи с этим Минрегионразвития обязало акиматы сдать документацию по проектам жилищного строительства 2015 года до 15 марта текущего года.

 

Проблема себестоимости

В ходе реализации программы акиматы столкнулись с проблемой себестоимости строительства. По данным акиматов, стоимость одного квадратного метра жилья сегодня не соответствует фактическим расходам на его строительство. К примеру, фактическая стоимость одного квадратного метра жилья 3-го класса комфортности (по проектам, имеющим заключение Госэкспертизы) выше предусмотренной госпрограммой на 30-50%.

Уточним, что стоимость квадратного метра жилья по госпрограмме сегодня составляет: для очередников по линии акиматов (4-й класс комфортности) — 120 тыс. тенге в городах Астана и Алматы, 80 тыс. тенге в остальных регионах; по линии системы жилстройсбережений (4-й класс комфортности) — 120 тыс. тенге в городах Астана и Алматы, 100 тыс. тенге — в Атырауской, Восточно-Казахстанской и Мангистауской областях, 80 тыс. тенге в остальных регионах. Цены на жильё 3-го класса комфортности в рамках программы: 142.5 тыс. тенге за 1 кв. м для городов Астана и Алматы, 112.5 тыс. тенге для Атырауской, Восточно-Казахстанской и

Мангистауской областей, 90 тыс. тенге для остальных регионов.

Для анализа проблемы несоответствия фактической стоимости жилья и цен, указанных в программе, при Министерстве регионального развития была создана рабочая группа с участием госорганов, Института «Астанагорпроект» и Центра ценообразования в строительстве при КазНИИСА. Специалисты провели расчёты стоимости строительства двух 5-этажных жилых домов 4-го класса комфортности — кирпичного и с монолитным каркасом (без наружных сетей и благоустройства) по действующей сметно-нормативной базе на примере городов Астана и Петропавловск.

Для кирпичного дома стоимость одного квадратного метра общей площади квартир по ценам 2011 года составила 90.8 тыс. тенге, а 2013 года — 102.8 тыс. тенге. Для дома с монолитным каркасом стоимость одного квадратного метра общей площади квартир по ценам 2011 года составила 105.7 тыс. тенге, 2013 года — 120.1 тыс. тенге.

Таким образом, стоимость квадратного метра домов 4-го класса комфортности по ценам 2013 года составила от 100 до 120 тыс. тенге, тогда как программой предусмотрено в этих регионах 80 тыс. тенге. Исходя из этого даже в случае предусмотренного программой софинансирования из местного бюджета в размере до 15% указанных средств будет недостаточно для качественного строительства.

Основными причинами роста стоимости строительства за период 2011-2013 годы являются: применение энергоэффективных материалов (от 7 до 10% от стоимости), рост заработной платы (на 25%), рост стоимости строительных материалов (на 8%), удорожание эксплуатации машин и механизмов (на 3%).

 

Готовятся изменения в программу

На основании изложенного Минрегионразвития разработало проект изменений и дополнений в программу «Доступное жильё-2020».

В частности, предусмотрено увеличение стоимости строительства домов 3-го и 4-го класса комфортности. При этом проектом предлагается пересмотреть цены по всем регионам, кроме городов Астана и Алматы.

Затем намечено отменить ограничения на софинансирование строительства из местного бюджета (сейчас до 15%), тем самым возможности акиматов при строительстве жилья расширятся.

Кроме того, по новому законопроекту в строительстве жилья по госпрограмме разрешат государственно-частное партнёрство. С этой целью в проектно-сметной документации (ПСД) будет предусмотрено дополнительное строительство офисных помещений на первых и мансардных этажах, которые подрядчик сможет реализовать самостоятельно по рыночным ценам.

Указанный проект в настоящее время находится на согласовании в государственных органах. Для введения в действие он должен быть утверждён правительством.

 

ДСК и типовые проекты

Параллельно Минрегионразвития принимает меры по снижению себестоимости строительства на основе применения индустриальных методов строительства и использования типовых проектов.

В рамках развития индустриального домостроения в республике предусмотрен запуск 17 домостроительных комбинатов (ДСК) с общей проектной мощностью порядка 1.5 млн кв. м жилья в год. Преимуществом ДСК являются быстрые сроки возведения домов, ведение строительства независимо от погодных условий, повышение качества строительства, что приведёт к снижению себестоимости.

В 2013 году в РК введено в строй 7 ДСК. Их продукция универсальна, она может применяться в строительстве жилищных, промышленных и социальных объектов. Перед правительством сегодня стоит важная задача по загрузке этих предприятий. В этой связи акимам совместно с Министерством регионального развития РК поручено загрузить эти предприятия на 2-3 года вперёд.

Наряду с этим Минрегионразвития ведёт работы по типовому проектированию. Разработаны типовые проекты жилья 4-го класса комфортности для 40-, 60-, 100-квартирных жилых домов по пяти климатическим районам (конструктивная схема — монолитный железобетонный каркас с кирпичным заполнением). Также готовы типовые проекты унифицированных блокированных секций по сборно-каркасной технологии, а также блок-секций по каркасно-панельной технологии 5-, 7-, 9-этажных жилых домов.
В 2014 году планируется разработка типовых проектов 5-, 9-этажных жилых домов 3-го и 4-го класса комфортности по каркасной технологии с кирпичным и панельным заполнением, коридорного и башенного типа, а также двухэтажных жилых домов.

Между министерством и акиматами уже заключены соглашения об использовании типовых проектов в долгосрочной перспективе. В настоящее время в ряде регионов уже имеется опыт строительства жилья по типовым проектам.

Таким образом, типовое проектирование обеспечивает многократность применения в массовом строительстве, внедрение в практику оптимальных решений, сокращение затрат на проектные и изыскательские работы на 35-40% и сокращение сроков проектирования и внедрение индустриальных методов строительства.

 

Дома коридорного тип

Важную роль для доступности жилья играет выбор типов зданий. Для программы «Доступное жильё-2020» планируется расширить типологию жилых зданий за счёт включения в неё типовых проектов домов коридорного типа.

Применение проектов жилых домов коридорного типа позволяет уменьшить стоимость строительства на 7-11% и увеличить итоговую площадь квартир на 6.6% за счёт сокращения входной группы.

Подготовила Иветта Шутова по информации minregion.gov.kz