Сломалась техника в арендной квартире: кто должен платить за ремонт
Представим ситуацию: вы сняли квартиру, а через какое-то время выяснилось, что стиральная машина не стирает или телевизор неисправен. А что делать, если кондиционер сначала работал, а потом вдруг сломался или сгорела другая техника? Кто должен оплачивать ремонт: владелец квартиры или арендатор? Разобрались и сегодня подробно расскажем о каждой ситуации.
Обязательно заключайте договор
Все права и обязанности сторон прописаны в договоре аренды. Подписывайте его обязательно. В дальнейшем он поможет избежать массы неприятных ситуаций.
Если сдаётся квартира с мебелью и техникой, то обычно по договору (если иное не оговорено) арендодатель обязан передать квартиру с исправной бытовой техникой.
Если арендодатель сдаёт жильё с неисправной сантехникой, техникой, электропроводкой, то это основание для досрочного расторжения договора.
К договору нужно обязательно приложить акт приёма-передачи жилья, в котором должен быть указан точный перечень имеющейся в квартире бытовой техники.
Да, всё должно быть расписано по пунктам:
- Микроволновая печь, марка — 1 шт.
- Телевизор, марка, диагональ — 1 шт. и т. д.
Арендатор, в свою очередь, подписывая договор обязуется не наносить никаких повреждений и порчи имуществу: самой квартире, отделке, мебели и технике — а по окончании срока аренды сдать квартиру и всё, что внутри, в целости и сохранности.
Перед подписанием договора обязательно проверьте лично, что вся техника исправно работает — не ленитесь.
Уточните, что на гарантийном обслуживании, а что нет. Если заметили какой-то дефект, покажите его собственнику и сфотографируйте. Лишней такая осторожность не будет.
Кто должен платить за ремонт
Итак, если в договоре аренды не указано иного, то вся ответственность на время аренды за технику лежит на арендаторе. То есть если что-то сломалось, то оплачивать ремонт должен именно он.
Однако есть важные нюансы. В договоре также должно быть чётко прописано, за чей счёт будет проходить ремонт техники, если поломка произошла из-за скачка напряжения, какого-то ЧП и т. п., то есть не по вине арендатора.
Как правило, в подобных случаях ответственность за ремонт или замену техники берёт на себя арендодатель. Владелец квартиры должен требовать компенсации с виновника, из-за которого техника пришла в непригодность.
При поломке арендатор должен оповестить владельца и договориться об отправке техники в сервисный центр. Если в заключении специалистов будет указан износ или производственный брак, то замена ложится на плечи арендодателя.
Если же причиной станет неправильное использование или механическое повреждение, ремонт должен будет оплатить арендатор.
Оплачивать ремонт техники арендатор обязан лишь в том случае, если неисправность произошла по его вине.
Как правило, помимо аренды, владелец берёт с арендатора ещё и депозит. Это некоторая сумма (обычно не больше размера арендной платы за месяц), которая служит страховкой на случай порчи имущества, поломки мебели или бытовой техники.
Чаще всего на практике, если техника сломалась по вине арендатора, ремонт либо покупка техники происходит именно с этих денег.
Что делать, если нет необходимой техники
Если владелец затягивает с покупкой новой техники взамен вышедшей из строя или вовсе отказывается покупать её, арендатор вправе требовать снижения арендной платы, так как условия проживания ухудшились.
Но самый практичный вариант — договориться. Например, арендатор может сам приобрести новую стиральную машину или пылесос, а затем потраченную сумму вычесть из арендной платы.
Кстати, по такой же схеме можно действовать, если в квартире не хватает какой-то техники, например кондиционера.
Установить его без согласия владельца ни в коем случае нельзя. Арендодатель может не просто не возместить потраченные деньги на покупку, но и обвинить арендатора в порче имущества.
Пять основных правил, которые позволят избежать конфликтов:
- Обязательно составляйте договор и чётко пропишите в нём, кто и в каких случаях берёт на себя ответственность за ремонт и замену бытовой техники, находящейся в арендной квартире.
- Проверьте, исправна ли техника, и составьте акт.
- Если техника сломалась, обращайтесь в специализированный сервис-центр и требуйте заключение, в котором будет указана причина неисправности. Если вины арендатора в поломке нет, расходы обязан нести арендодатель.
- Требуйте снижения арендной платы, если владелец отказывается менять технику.
- Не покупайте и не устанавливайте новую технику без согласия владельца.