Каким видят Алматы сегодня его жители и что изменится через 17 лет, рассказали разработчики нового генплана города до 2040 года. Они опубликовали итоги соцопроса, в котором приняло участие 10 тысяч человек.

С июля прошлого года проводится опрос среди жителей южной столицы. Алматинцев просят ответить на 43 вопроса.

Анкетирование продолжается, пройти его можно здесь.

Разработчики нового генплана учитывают ответы и на их основе составляют детальный план развития каждого района.

Мы выбрали топ-10 самых интересных результатов этого опроса и предлагаемых решений от разработчиков нового генплана.

1. Хорошо ли жить в Алматы?

Почти 45 % опрошенных считают Алматы комфортным для работы и жизни. Чуть менее 35 % ответили, что южная столица — идеальный город для проживания.
Остальные ответы распределились так:
— скорее некомфортно — 10 %;
— совершенно некомфортно — 2.9 %;
— затруднились ответить на этот вопрос — 8.4 %.

Что будет: город разделят на пять полицентров: «Север», «Запад», «Юго-Запад», «Восточные ворота» и «Исторический центр». Все они будут связаны между собой удобной транспортной сетью.

Предполагается, что в 2040 году 3 млн алматинцев преимущественно расселятся:
— 1.3 млн человек, 44.6 % — в Юго-Западной зоне;
— 500 тыс. человек, 18.1 % — в Центре;
— 450 тыс. человек, 15.2 % — в Восточной зоне.

К слову, по мнению алматинцев, удобным для жизни город делают:

  • транспорт,
  • чистота,
  • доступность,
  • воздух,
  • метро.

2. На чём ездят алматинцы?

Большинство опрошенных алматинцев, 43.7 %, сегодня пользуются общественным транспортом. Ещё 21 % предпочитают передвигаться по городу пешком.
Далее по популярности:
— личное авто — 16.5 %;
— такси — 14.2 %;
— электросамокат — 2.4 %;
— велосипед — 1.7 %.

Что будет: в Алматы запустят ЛРТ. Первая очередь (срок строительства запланирован на 2025–2030 гг.) будет проходить по Толе би, Желтоксан, Райымбека и Кульджинскому тракту.

3. Сколько времени алматинцы стоят в пробках?

Более четверти работающих алматинцев добираются до места в будни более часа.
Преодолевают путь от дома до работы:
— от 15 до 30 и от 30 до 45 минут — 21.2 % опрошенных;
— от 45 до 60 минут — 19. 2 %;
— до 15 минут — 10 %.

Что будет: протяжённость метрополитена увеличится в три раза, будет больше полос для общественного транспорта, несколько улиц пробьют до границы города.

4. Что такое Алматы?

Пять самых популярных слов, с которыми ассоциируется южная столица:
— горы,
— пробки,
— смог,
— яблоки,
— зелень.

Что будет: разработают новые способы для увеличения продуваемости города и борьбы со смогом. Например, разработчики генплана предлагают прорубить арки в уже построенных домах, а новые здания возводить на сваях.

5. Чего не хватает в Алматы?

Большинство опрошенных, 17.5 %, ответили, что в городе не хватает парков и скверов. Второй по популярности ответ — «дефицит детских развивающих центров», так считают 16 % респондентов.
Ещё в городе недостаточно:
— спортивных площадок,
— творческих мастерских,
— выставочных залов,
— библиотек,
— театров и кинотеатров.

Что будет: сейчас озеленение в городе занимает 977 гектаров, к 2030 году площадь озеленения планируют увеличить до 1 500 га.

Существующий зелёный фонд города в среднем за год собирает до 1.3 млн тонн пыли и производит до 16 тыс. тонн кислорода.

6. Хватит ли квартир в Алматы на всех?

Жилищный фонд Алматы составляет 45.7 млн кв. м. Ежегодно в южной столице планируют строить не менее 2 млн кв. м жилья.

Что будет: к 2040 году жилищный фонд Алматы увеличится до 151.3 млн. Если учитывать, что к тому времени в городе будет проживать 3 млн человек, то на одного алматинца будет приходиться примерно 50 кв. м жилья.

7. Сколько людей живёт и работает в Алматы?

Население Алматы сегодня составляет 2.2 млн человек, но ежедневно из области в город приезжает ещё до 500 тысяч. Таким образом, в будни население города вырастет до 2.5-2.7 млн человек.

Что будет: планируют развивать алматинскую агломерацию. В пригородной зоне построят академгородки и запустят производства, чтобы у жителей не было необходимости ехать на работу и учёбу в Алматы.

8. Дачные микрорайоны

Многие дачные массивы Алматы давно стали жилыми, здесь активно строят жилые дома и живут в них круглогодично.

Что будет: дачи получат статус ИЖС и превратятся в городские микрорайоны, здесь появятся широкие улицы и соцобъекты, будет курсировать общественный транспорт.

9. Сколько машин приезжает из области?

На алматинцев зарегистрировано около 500 тысяч автомобилей. В будни в город въезжает 230–250 тысяч машин.

Что будет: запустят 26 маршрутов в Илийский, Талгарский, Карасайский и Енбекшиказахский районы и 23 маршрута из Алматы до Шамалгана, Жапек Батыра, Конаева, Байсерке и Есика. Построят два транспортно-перехватывающих узла, где будут автовокзалы и большие парковки.

10. Какие они, алматинцы?

В анкете был также вопрос о том, какими себя считают алматинцы.
Самые популярные ответы такие:
1) открытые,
2) разные,
3) дружелюбные,
4) культурные,
5) активные.

Для справки: новый генплан Алматы до 2040 года будет восьмым по счёту. Утвердить его должны до конца года. Первый был утверждён в 1937 году.