Будут ли ужесточены требования к застройщикам в Казахстане
Казахстанские застройщики и Единый оператор жилищного строительства (АО «Казахстанская жилищная компания»), курирующий жильё по госпрограммам, не могут договориться.
Единый оператор предложил внести поправки в законодательство для ужесточения ответственности всех участников строительного процесса и увеличения срока гарантийных обязательств на жильё, возводимое по госпрограммам. Причина — низкое качество строительства, наличие многочисленных дефектов конструкций, проблемы инженерных коммуникаций.
— Мы защищаем интересы наших клиентов, большинство из которых люди, относящиеся к социально уязвимым слоям населения. Это жильё многие из них ждали долгие годы и ещё на протяжении многих лет будут выплачивать за них аренду. Поэтому важно, чтобы застройщики несли ответственность за возводимые дома и отвечали за качество на протяжении более длительного срока, — сообщил директор департамента технического мониторинга АО «КЖК» Адильжан Кабылдин.
В то же время Ассоциация застройщиков Казахстана (АЗК) предложила свой вариант решения.
— Увеличение гарантийных сроков не решит сложившейся ситуации, а лишь будет способствовать удорожанию стоимости строительства. Необходимо усилить контроль на всех этапах строительства и внести необходимые корректировки по увеличению стоимости жилья, возводимого по государственным программам, что позволит применить более качественные строительные материалы и привлечь квалифицированных специалистов, — отметил президент АЗК Виктор Микрюков.
Важными причинами сложившейся ситуации является:
— не соответствующая текущим условиям стоимость жилья по госпрограмме «Нурлы жер», которая составляет 240 тыс. тенге за 1 кв. м;
— удорожание цен на капиталоёмкие материалы (цемент — 18 %, арматура — 45 %, ГСМ — 14-15 %, электроэнергия — 24 %, т/энергия — 10 %, утеплитель — 25 %, кирпич — 15–20 %, перевозчики — 50 % и др.);
— острый дефицит рабочей силы, в том числе связанный с ограничительными мерами по COVID-19 и отсутствие гибких механизмов по привлечению иностранной рабочей силы;
— непредвиденные затраты, учтённые в ПСД в размере 2 % от стоимости строительно-монтажных работ (норматив заимствован из сметно-нормативной базы 1984 года), не компенсируют повышения цен.
Предлагается следующее:
1. Исключить «гетто» застроек, финансируемых государством, с переходом на выкуп государством 20 % квартир в жильё III, IV классов, возводимых частными застройщиками. Это даст возможность социально уязвимым слоям населения (СУСН) подняться по социальному лифту и исключит социально-классовую разделённость.
2. Ввести госпрограммы по субсидированию разницы стоимости выкупа частного жилья от застройщиков.
Например, стоимость 1 кв. м по госпрограмме составляет 240 тыс., средняя стоимость 1 кв. м III, IV класса жилья от застройщиков — от 300 до 360 тыс. тенге. Государством субсидируется разница от 60 до 120 тыс.
3. Внедрить программу по формированию материнского капитала для приобретения жилья или улучшения жилищных условий.
4. Внедрить программу по финансированию строительства жилья частными застройщиками с субсидированием процентной ставки по кредитам с введением необходимых критериев по обеспечению СУСН жильём (застройщики предоставляют для госпрограмм не менее 20 % жилья).
5. Исключить формальное отношение к деятельности аккредитованных инжиниринговых компаний путём наделения их дополнительными правами и обязанностями. Усилить ответственность инжиниринговых компаний.