Риелторы Нур-Султана рассказали о работе после смягчения карантинных условий
С 27 апреля риелторские компании Нур-Султана возобновили работу. Krisha.kz узнала у специалистов, как они готовят офисы к работе с клиентами, с какими проблемами столкнулись и что происходит на рынке жилья столицы.
— Пока что наше агентство не получало никаких требований к открытию, поэтому не знаю даже, сколько антисептиков нужно иметь в офисе и так далее. На горячие линии невозможно дозвониться. В офисе пока никого нет: город закрыт, многие работники находятся за его пределами. Что касается сделок, то звонков очень мало. Больше людей интересует дешёвое арендное жильё. При этом потенциальные арендаторы просят большие скидки на риелторские услуги. Если раньше, к примеру, мы брали 15–20 % от стоимости аренды, то сейчас люди готовы платить только 10 % и меньше. Также совсем нет сделок по покупке-продаже жилья. Собственники придерживают жильё в связи с ситуацией с курсом доллара и не готовы показывать недвижимость из-за коронавируса, — рассказала директор АН «Час пик» Роза Ахметова.
Об отсутствии клиентов заявил и глава АН «Astana Экспресс-Риэлт» Нурбек Айбеков:
— Наш офис закрыт. Не вижу смысла его открывать до открытия всего города. Клиентов нет — продажи стоят, есть только запросы по аренде, но клиенты не уступают, и много квартир стоят свободные. Только у меня на руках ключи от 20 арендных квартир. Приступим к работе, когда откроют город. Но не думаю, что сразу всё наладится — у большинства людей нет денег из-за потери работы.
В то же время некоторые риелторские компании открылись, но также отмечают трудности в работе.
— После объявления о возобновлении работы мы сразу начали готовить офис к работе. Учли рассадку по столам, проводим обработку и дезинфекцию помещений, установили антисептики и санитайзеры на входе. С самого начала следили за публикациями, изучали требования, предъявляемые к другим компаниям, поэтому, когда получили письмо, уже были готовы на 50 %. Но есть и проблемы: порядка 25 % наших сотрудников находятся за пределами региона, они недоступны. Также есть минусы с передвижением в городе: не работает общественный транспорт, сотрудников не пропускают мобильные посты.
Что касается ситуации на рынке, то в первую половину апреля количество сделок было минимальным. Во второй половине активность стала выше. Причём не искусственно стимулируемая, а видно, что это активность самих клиентов. Особенно в секторе купли-продажи. Людей интересует жильё эконом- и комфорт-класса стоимостью 10–12 млн тенге. Также заметили, что клиенты сейчас больше смотрят на цену, остальные составляющие, такие как качество жилого комплекса, история его постройки, репутация застройщика, уже вторичны. Люди не понимают, что будет дальше на рынке. У многих тенговые депозиты, причём накопленные не в банке, а дома под подушкой. Плюс даже те, у кого были накопления в долларах, сейчас понимают, что всплеск соотношения доллара к тенге прошёл, поэтому люди стараются продать валюту за 430, пока курс не снизился до 425. Купить тенге, чтобы приобрести жильё. Также есть хорошие предложения от застройщиков, которые заморозили цены, держат их. Поэтому многие клиенты понимают, что через два месяца, когда рынок начнёт восстанавливаться, этого уже не будет, — сообщил директор компании «Этажи» в Нур-Султане Жани Турысов.