Более тысячи лифтов в Алматы эксплуатируются свыше 25 лет. В этом году заменят 300 из них в рамках программы модернизации. Оставшиеся подъёмники с истекшим сроком эксплуатации поменяют до 2024 года. Об этом на круглом столе по проблемам лифтовой отрасли в РК сообщил заместитель начальника Управления жилищной политики г. Алматы Мейржан Отыншиев.

— В 2020 году заменим 300 лифтов, для этого выделено 2 млрд тенге. Данные средства являются возвратными, предоставляются на 7–15 лет, срок возвращения выбирают сами жильцы домов с помощью ⅔ голосов. На сегодня заменили 941 лифт. Стоимость одного лифта начинается от семи миллионов тенге, в зависимости от грузоподъёмности и комплектации, — заявил заместитель начальника.

В РК насчитывается около пяти тысяч лифтов с истекшим нормативным сроком, из которых четыре тысячи представляют угрозу жизни и здоровью людей.

По словам Отыншиева, одной из больших проблем при замене лифтов является обязанность получить согласие ⅔ жильцов дома. Часто эта норма конфликтует с интересами граждан, когда поменять лифт хотят жители только одного подъезда, а остальные не согласны. Эту норму намечено пересмотреть.

На встрече подняли вопрос о том, должны ли жильцы первых и вторых этажей платить за замену лифта. Участники мероприятия пояснили, что эта обязанность лежит на них согласно действующему законодательству: лифт относится к общедомовому имуществу, значит, нести расходы по замене должны все собственники.

— Такое решение принимается только собранием. На сегодня существует много жалоб граждан: как жителей первых, вторых этажей, так и остальных, кто не хочет нести бремя ответственности за них. Хочу отметить, что за обслуживание лифтов жители нижних этажей не платят, но их участие при замене обязательно. Освободиться от платежей они могут, если только их соседи примут соответствующее решение на собрании, — дополнил Отыншиев.

Также прозвучало предложение обязать застройщиков, строящих жильё за счёт госсредств, использовать только лифты местного производства. Отметим, в настоящее время в Казахстане существует четыре лифтостроительных завода мощностью 3 500 лифтов в год, однако их загруженность в реальности составляет 5–15 %.