Как изменилось отношение к жилью после карантина
Отношение к жилой недвижимости после карантина уже не будет прежним. Дома и квартиры перестали рассматриваться исключительно как место для ночлега. К такому выводу пришли исследователи консалтингового агентства Knight Frank. Эксперты опросили 700 человек из 44 стран относительно их взглядов на недвижимость, переезд, бюджет и др.
Исследование показало, что у четверти респондентов в период карантина увеличилось желание сменить место жительства в течение ближайших 12 месяцев.
Порядка 23 % заявили о снижении такой потребности, 52 % не наблюдают изменений.
Большинство планирующих переезд, а именно 40 %, подчеркнули, что хотят другую недвижимость в той же местности, 34 % рассматривают возможность покупки недвижимости за границей, 26 % ищут жильё в пределах страны.
Список приоритетных для переезда стран возглавляют Великобритания, Испания и Франция. Далее в рейтинге расположились Австралия, Канада, Швейцария и США. Основными критериями являются качество жизни, политическая стабильность, уровень образования и пр.
Рассуждая о мотивах переезда, 15 % опрошенных отметили улучшение условий жизни для своей семьи, 13% — улучшение доступа к системе здравоохранения, 12 % рассматривают дом в качестве места для отдыха. Переезжать ради бизнеса или работы собираются всего 11 % респондентов. Для 8 % важен налоговый фактор.
Интересно, что после пандемии около 45 % участников опроса задумались об отдельном доме для семьи. Порядка 40 % хотели бы иметь жильё именно на побережье, а 37 % предпочли бы недвижимость в сельской местности, 18 % — в горах, 12 % нуждаются в квартире.
В целом спрос на большинство сегментов стабилен, однако о необходимости владения квартирой стали задумываться реже — 36 % опрошенных. При этом 52 % респондентов сказали, что их отношение к апартаментам не изменилось.
На вопрос об удалёнке более 61 % респондентов ответили, что сохранят этот режим и после отмены ограничений, поэтому для них важно наличие соответствующих условий в доме. Для 66 % респондентов более важно наличие сада и открытого пространства для отдыха на свежем воздухе.
Также коронавирус пробудил спрос на объекты с возможностью пристройки помещений. Люди стали задумываться о совместном проживании с пожилыми родственниками.
Относительно цен и бюджетов известно, что большинство потенциальных покупателей ожидают снижения стоимости жилья в ближайшие 12 месяцев. При этом примерно 53 % покупателей считают, что их платёжеспособность осталась прежней или даже увеличилась после начала кризиса — негде и не на что было тратить деньги.
Конечно, на многие семьи повлияло и массовое сокращение рабочих часов или штатов компаний. Сокращение бюджета наблюдают 30 % респондентов.