За чей счёт будут менять вывески в Алматы
В Алматы в рамках разработки дизайн-кода прошли общественные обсуждения оформления рекламных вывесок на фасадах домов и отдельно стоящих зданий.
Авторы идеи, архитекторы “Алматыгенплана”, ранее представили ряд идей относительно размера и размещения конструкций и предложили обсудить их общественности города.
Представители бизнес-среды подняли ряд актуальных вопросов: за чей счёт будут менять вывески, в течение какого периода, как быть с уже имеющимися законными вывесками, а также должны ли будут владельцы франшиз и запатентованных торговых марок следовать инструкциям.
– Известно, что дизайн-код – это мировая практика. Это придаёт городу опрятный вид. Но есть ряд вопросов. Как это коснётся простых предпринимателей. Вывески, которые висят сейчас, законные, на них были получены все разрешения и потрачены немалые деньги. Будут ли приниматься меры за несоблюдение? Не идёт ли это вразрез с конституционными правами? – выступил президент Ассоциации рекламных специалистов Казахстана Дмитрий Вербицкий.
Специалисты управления городского планирования и урбанистики (УГПиУ) ответили, что предпринимателям не стоит волноваться, так как на сегодняшний день дизайн-код пока не утверждён ни на местном, ни на республиканском уровне. Никакие обязательства, кроме указанных в Предпринимательском кодексе, не предусматриваются.
Подробности и цель внедрения дизайн-кода объяснил руководитель УГПиУ Алмасхан Ахмеджанов:
– За чей счёт – самый главный вопрос. Мы подразумеваем, что часть расходов всё-таки ляжет на бизнес. Гармоничная среда, без визуального шума, положительно отразится на деловой среде. В дизайн-коде мы хотим заложить определённые стандарты, которым будут подчиняться все. Важно понять, согласны ли алматинцы с предложенным вариантом. Мы должны обсудить детали, например размер. Он будет зависеть от параметров здания. Также хочу сказать, что раньше система разрешительных документов была для предпринимателей неприступной стеной. Теперь мы хотим, чтобы это всё происходило онлайн. (...) Относительно сроков: они не сжатые. Есть нормативы по ремонту: каждые десять лет – текущий, каждые 15 лет – капитальный. И при проведении этих работ предприниматель в любом случае будет платить.
Он отметил, что обсуждение расположения вывесок – первый этап работы над дизайн-кодом с общественностью города. Всё, что касается благоустройства многоквартирных жилых домов (балконы, фасады, кондиционеры), потребует новых встреч.
В свою очередь присутствовавшие эксперты-архитекторы высказали ряд предложений, которые необходимо внести в дизайн-код.
Так, при оформлении вывесок рекомендовано сохранять исторический стиль зданий, избавиться от бегущих строк, мерцания и кричащих цветов в надписях. Требуется регламентировать применяемую палитру, оставить только прозрачные витрины, не заклеивая их баннерами, унифицировать входные группы в здании.
Что касается вывесок запатентованных марок, то мнения разделились. Одни эксперты считают, что их нужно оставить, особенно на отдельно стоящих зданиях. Другие, напротив, уверены, что правила должны быть едиными для всех.
– Совсем недавно мы провели исследование по расположению торговых вывесок в странах Европы. Мы зафиксировали такие прецеденты, когда крупные сети фастфуда должны были подчиняться историческому ансамблю города. Например, они меняли вывеску, шрифт, его размер для того, чтобы вписаться в общий дизайн. Я думаю, что всё это можно делать, – отметила руководитель проекта Urban Forum Almaty Асель Есжанова.
Все предложения горожан и экспертного сообщества будут изучены на специально созданной рабочей группе.