Общественный совет Алматы отправил «Бюджет участия» на доработку. Причина — коррупционные риски. Документ представят в середине сентября. Об этом krisha.kz рассказал член ОС Алматы Ерлан Смайлов.

— 500 млн тенге на один район, 4 млрд тенге на весь город. Большие деньги, и это деньги налогоплательщиков и горожан. В том виде, в котором проект существует сейчас, мы увидели несколько рисков. Первое — районные акиматы могли подать заявки от лица граждан и выдать за их желание то, что власти должны были сделать и так по плану (улучшить двор, повесить светофор и пр.). Второе — коррупционные риски. Третье — возможная неготовность районного акимата предпринимать какие-либо действия. Это мы видим на примере проекта по благоустройству озера Карасу, где конкретная работа началась, только когда подключились Общественный совет и акимат города, в то время как районные власти ничего не предпринимали несколько лет. Четвёртое — неготовность сторон к диалогу. Вспомните, как в случае с парком «Южный», сколько времени местным сообществам, представителям акимата и подрядчикам понадобилось, чтобы между собой договориться. Пятое — сжатые сроки приёма заявок, — рассказал krisha.kz Смайлов.

Члены Общественного совета обратили внимание, что разработчики проекта в лице Центра развития Алматы и Управления стратегии и бюджета г. Алматы не рассчитали, где, какие соцуслуги и объекты нужны инвалидам, многодетным матерям и другим социально незащищённым группам. Не была проведена оценка потребностей людей.

Большое возмущение вызвала процедура голосования по ЭЦП. Как считает общественник, излишняя цифровизация отсекает большое количество активных офлайновых горожан. Поэтому голосование должно быть комбинированным.

— Таких моментов мы увидели много и потому рекомендовали доработать проект до середины сентября и потом снова нам представить. После этого определим сроки подачи заявок, — отметил Смайлов.

Он добавил, что с самого начала обсуждения «Бюджета участия» разработчики должны были активнее работать с урбанистами, специалистами по бюджету, Общественным советом, но этого не произошло:
— Нас просто поставили перед фактом, игнорируя нормы закона об общественных советах. Проект сырой. В нём значится, что это сбор заявок от населения по благоустройству. На самом деле цель «Бюджета участия» в любом городе мира, а подобные уже были реализованы в Париже, Лондоне, Сеуле, — это вовлечение граждан в процесс принятия решений на уровне своего района или города. Отдельно стоит сказать и про отсутствие информационной кампании. Сначала следует рассказать алматинцам, что из себя представляет «Бюджет участия», зачем и почему он нужен, и только потом — как подавать заявку, голосовать и т. д. Ничего из этого не было сделано. Заявленные сроки (19 августа — запуск проекта, 1 сентября — окончание приёма заявок. — Прим. ред.) очень короткие. Понятно, что в таком виде проект стал бы формальным и достичь реальной цели было бы нереально, — заключил эксперт.

Напомним, согласно проекту «Бюджет участия», каждый из восьми районов получит из городского бюджета по 500 млн тенге. Распоряжаться ими смогут местные жители: предлагать собственные проекты по благоустройству и голосовать за них.