Неправомерные требования к заёмщикам, несоблюдение порядка взыскания долгов, пропажа документов, сокрытие условий договора — вот далеко не полный список наиболее распространённых нарушений казахстанских банков.

Эти и многие другие факты, противоречащие всем правам банковской деятельности, не редкость. Различные санкции в отношении фининститутов, согласно отчёту, составленному Нацбанком РК по результатам ежеквартальной проверки, применялись с начала года более 60 раз, из них в 19 случаях начислялись штрафы.

Сообщается, что чаще всего банками не соблюдались требования к обслуживанию займов, платежей и переводов. В частности, банки «забывали» регистрировать залоговое имущество, не сообщали заёмщику о задолженности и последствиях невыполнения обязательств, не предоставляли запрашиваемые справки, заключали договоры уступки прав требования без ведома клиентов, необоснованно требовали досрочного возврата средств. Нередко нарушался порядок ведения документации.

Проверка выявила факты утери оригиналов правоустанавливающих свидетельств на залоговое имущество, случаи неправомерного ареста счетов клиентов и многое другое.
Не в порядке оказались даже банкоматы. В некоторых не было камер, которые помогли бы отследить, кто воспользовался картой.

Регулятор назвал самые провинившиеся банки:
За первый квартал 2018 года среди БВУ, допустивших наибольшее количество нарушений, которые выявлены по результатам рассмотрения обращений и жалоб потребителей финансовых услуг, можно выделить следующие банки: АО «Банк Астаны», АО «Казкоммербанк», ДБ АО «Сбербанк России», АО ForteBank. Общая сумма штрафов, наложенных на банки, составила более 23 млн тенге, сообщается в документе.

Лидер по взысканиям — Банк Астаны наказан на сумму более 18 млн тенге.
Согласно отчёту, штраф выписан за непредоставление сведений и информации об операциях в уполномоченный орган.

— По вопросам взыскания денег с банковских счетов, в том числе в размере более 50 % от остатка, наибольшее количество нарушений выявлено у Народного сберегательного банка Казахстана, в адрес которого вынесено 4 письменных предписания. Ещё одно предупреждение этот банк получил за несоблюдение порядка возврата клиенту разницы, вырученной от реализации заложенного имущества, сообщает регулятор.

Нурбанк, согласно документу, должен почти 2 млн тенге за направление запросов в Кредитное бюро без согласия граждан, Qazaq Banki придётся выплатить 1 млн 635 тыс. тенге за нарушение порядка исполнения платёжных документов, порядка полмиллиона штрафа за различные несоответствия начислено Сбербанку России и Банку ЦентрКредит.

Сумма, которую выплатит в казну ещё один участник антирейтинга — Казкоммерцбанк, менее значительна — 9 тыс. тенге.

Тем, кто столкнулся с произволом казахстанских банков, рекомендовано
обращаться в Общественную приёмную НБ РК:
г. Алматы, ул. Айтеке би, 67, e-mail: info@kzp.nationalbank.kz. Тел.: 7 (727) 261 92 13, 7 (727) 278 81 04, вн. 2061.

Также вопросами защиты прав потребителей финансовых услуг занимается банковский омбудсмен:
г. Алматы, пл. Республики, 15, оф. 237.
Тел.: 7 (727) 2500 344, 2500 322, 7 (707) 407 01 17,
тел./факс 7 (727) 2500 344.
е-mail: office@bank-ombudsman.kz
Сайт: www.bank-ombudsman.kz