Историк архитектуры о реконструкции Дворца Республики в Алматы
Мне страшно жаль, что после реконструкции Дворец Республики уже не такой, каким был раньше. Это был потрясающий объект как на советском, так и на мировом пространстве. Об этом на своей лекции, посвящённой архитектуре Алматы 60–80-х годов, заявил российский историк архитектуры, искусствовед и краевед Николай Малинин.
— Дворец Республики стал мощным символом истории и попал не только на обложки книг про Казахстан, но и в том числе на обложку буклета конференции-выставки, прошедшей в Вене в 2012 году. Всем историкам главным в здании кажется крыша. Но для меня самое интересное здесь — ритмичный геометрический рисунок фасада, в котором была соблюдена нужная пропорция. Что касается кровли, то она, к сожалению, потеряла свою способность «парить», — рассказал Малинин.
При этом он отметил, что объекты, построенные в Алматы в стиле советского модернизма, уникальны и порой революционны в своём воплощении:
— Мне кажется, история советской модернистской архитектуры — это история про поражение, про то, как нас пытались привести к каким-то сияющим высотам, к коммунизму. Но не смогли, потому что в нас оказалось слишком много человеческого, того, что сопротивлялось этой идее. В Алматы большая часть зданий построена в 60–80-е годы. Но здесь модернистский проект «разбился» о зелень и горы. Это здорово и удивительно: он вроде бы есть, но он редуцирован природой, поэтому кажется домашним и мирным.
В ходе встречи Малинин рассказал и о некоторых объектах, при возведении которых были воплощены новаторские идеи. К примеру, здания Казгорстройпроекта (1961 г.) и Национальной библиотеки (1970 г.).
— Именно в Алматы начали строиться первые офисные здания с обилием стекла, так называемые аквариумы. В других городах они появились гораздо позже. Правда, был прообраз — прозрачный жилой комплекс в Чикаго, построенный в конце 40-х годов XX века. Своей прозрачностью и лёгкостью «аквариумы» символизировали новую эпоху, новые ценности, — пояснил Малинин.
По его словам, прорывом своего времени также стала гостиница «Казахстан», оставившая за собой даже московские объекты. Академия наук в Москве, известная в народе как «золотые мозги», появилась на 7 лет позже.