Строительство торговых центров не убивает город, а преображает его. Об этом на просьбу корреспондента «Крыши» прокомментировать недавнее заявление разработчиков генплана Алматы о том, что в уничтожении центра города виноваты многочисленные ТРЦ, заявил член градсовета южной столицы, основатель и глава Astana Group Нурлан Смагулов.

— Мне сейчас тяжело представить, как мы убиваем город, создав торговый центр, а вокруг него спортивные площадки, аллеи, пруды с рыбой, бесплатный баскетбол, футбол и т. д. Внутри (ТРЦ. — Прим. ред.) мы создаём образовательные центры, строим катки, показываем кино, кормим людей. Чем мы убиваем? Никак не могу понять. (...) Мы убиваем барахолки, это однозначно. В какой-то мере, если уж совсем не ёрничать, стрит-ретейл. Казахстан — молодая страна. Торговые центры пришлись по вкусу нашим потребителям. Если у семьи стоит выбор, где провести субботу и воскресенье, то дети голосуют за торговый центр. При этом не так, что мы детей зомбируем, подсаживаем на что-то. Они могут прийти к нам попрыгать на батутах, поесть с родителями, пусть даже на фуд-корте. Мы не видим в этом ничего плохого. Я просто родителям всё время говорю: не надо водить детей каждый день в ТРЦ. Своих детей, к примеру, мы стимулируем это делать раз в две недели. Говорить, что мы что-то убиваем... Не согласен. Мы же не казино, ничего плохого не делаем, — заявил Смагулов.

Также бизнесмен в рамках Центрально-Азиатского международного форума по недвижимости поделился своим мнением о том, что нужно современным потребителям, и рассказал о развитии торговых центров в Казахстане:

— Потребителю нужно получить комфорт, благоприятную среду для каждого члена семьи. Они ходят туда за ощущениями, не за товарами. Я часто наблюдаю, как люди себя ведут в ТРЦ. Они приходят туда, чтобы вкусить эту атмосферу. Взять, к примеру, Астану, это город жёстких климатических условий. Вот попробуйте сейчас погуляйте. Куда пойдёте? Ветер, дождь. (...) Вообще, казахстанцы всё больше начинают питаться не дома. Это урбанизация, это нормально. Мы придём к тому, что 60–70 % свободного времени мы будет проводить вне наших домов, в отличие от наших родителей, бабушек и дедушек. Очень много будет развиваться сервисов, в том числе доставок еды домой. Образовательные вещи также начнут развиваться. Будет бум спа-салонов, фитнесов и других вещей.

В продолжение темы спикер рассказал о новых трендах в распределении пространства в торговых центрах. Он заявил, что в дальнейшем место под фуд-корты увеличится с 15 до 25 %, а площадь под развлечения, образовательные центры и различные социальные вещи вырастет с 30 до 40 %. При этом под шопинг будет отдано менее 50 % от всего пространства. Такое перераспределение, по его словам, необходимо для того, чтобы человек смог с комфортом провести в ТРЦ весь день.

Как утверждает Смагулов, сейчас арендаторы приносят лишь половину от тех доходов, которые были три-четыре года назад. Он также заявил, что срок окупаемости строительства торгового центра сильно увеличился.Так, первый ТРЦ, построенный его компанией, окупился за 8 лет, а последний покроет затраты только через 16–20 лет.