Экономист: Девальвации в ближайшие годы мы не увидим
Слухи о возможной девальвации тенге после проведения ЭКСПО-2017 и в течение ближайших лет необоснованны. Об этом на своей странице в социальной сети рассказал экономист Галим Хусаинов.
Он назвал популистскими высказывания о том, что выделение средств Нацбанком Казкому или новая программа поддержки БВУ может повлиять на изменение обменного курса.
Он также пояснил, какие факторы могут влиять на курс тенге в разных временных промежутках. Так, по его словам, в краткосрочной перспективе курс тенге сейчас зависит от двух факторов — российского рубля и цен на нефть; в среднесрочной перспективе нужно учитывать ещё платёжный баланс и экономические факторы (инфляция и денежная масса); в долгосрочной перспективе смотреть на производительность труда и её отставание от темпов роста в США и других странах.
Что касается банков, то у них, по словам спикера, сегодня нет проблем с ликвидностью. Цитируем:
«Теперь про помощь банкам и предоставление ликвидности. У банков сейчас нет проблем с ликвидностью, о чём свидетельствует сумма стерилизованной массы НБ РК через свои ноты. Там огромная сумма, и это означает, что банкам нужны не деньги, а капитал. Это совершенно разные вещи. И когда БВУ предоставляется помощь, эта помощь сразу же утилизируется Национальным банком. Поэтому говорить про печатный станок весьма глупо и неверно. Чтобы увеличить денежную массу в стране, которая может оказать давление на курс, нужно:
1. Снижение процентных ставок НБ РК, что приведёт к тому, что БВУ выгоднее кредитовать, чем держать деньги у регулятора, и это приведёт к притоку денежной массы в экономику. И то это приведёт больше не к девальвации, а к росту инфляции. А вот рост инфляции в будущем может уже влиять на курс, но это влияние уже среднесрочное.
2. Рост экономической активности. На фазе роста появляются дополнительные проекты, которые будут способны кредитоваться, и это вызовет увеличение кредитования со стороны БВУ, что также приведёт к росту денежной массы. Поэтому девальвации в ближайшие годы мы вообще не увидим, а темпы обесценения тенге по отношению к доллару США в принципе зависят больше от внешних факторов в краткосрочной перспективе и от внутренних в среднесрочной и долгосрочной» (пунктуация и стилистика автора сохранены).
В заключение Хусаинов заявил, что если обесценивание нацвалюты будет проходить в пределах разницы в ставках между долларом и тенге на уровне инфляции, то это нормальный процесс, который никак не влияет на обесценение депозитов населения и ускорит процесс дедолларизации.
Например, если доллар через год будет стоить 350–360 тенге, то это не девальвация, а обесценение в пределах нормальных экономических процессов, говорится в посте экономиста.