Депутаты просят снизить цены на доступное жильё
Жильё, распределяемое по госпрограммам, стало темой очередного запроса депутатов мажилиса к премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву. Они отмечают, что самыми главными проблемами для казахстанцев остаются несправедливое распределение жилья, его высокая стоимость и низкое качество.
Число разочарованных владельцев жилья, купленного в новостройках по госпрограмме, становится всё больше, при этом сообщается о применении устаревших строительных конструкций, некачественных отделочных материалах и оборудовании, нередко наблюдается нарушение строительных норм и правил (СНиП) и т. п., говорится в запросе.
Депутаты поясняют, что значительная часть возводимых зданий на 70 %, а иногда и выше, состоит из строительных материалов китайского производства, хотя официально власти заявляют почти о 80 % казахстанского содержания в строительной сфере. Из 17 домостроительных комбинатов РК загружена лишь половина, а некоторые всего на 20–30 %. При этом производимые отечественные стройматериалы не все и не в полной мере отвечают потребностям по качеству, объёму и номенклатуре.
По словам законотворцев, несмотря на многомиллиардные вливания в возведение доступного жилья на протяжении 12 лет, квадратных метров по-прежнему недостаточно. По состоянию на 1 января 2016 года число нуждающихся в жилплощади по сравнению с 2013-м выросло на 248.9 %.
В связи с этим мажилисмены попросили Сагинтаева поручить заинтересованным министерствам и ведомствам следующее:
1) проработать механизм прозрачности при распределении доступного жилья;
2) снизить стоимость квадратного метра, применяя качественные и недорогие отечественные стройматериалы;
3) проработать действенный механизм контроля качества возводимого жилья;
4) повысить требования госстандартов при выпуске строительных материалов казахстанскими предприятиями;
5) разработать механизм государственной приёмки объектов. Ранее существовали госкомиссии из 20 человек во главе с руководством города, области, а сейчас из четырёх. Это снижает требования к сдаваемым объектам и несёт коррупционные риски. Качество строительства доказывает неэффективность такого контроля;
6) ужесточить правила конкурсного отбора застройщиков, которые обязаны обеспечить наиболее высокий уровень строительства качественного жилья по госпрограмме;
7) рассмотреть проблему отсутствия инженерно-коммуникационной инфраструктуры к объектам строительства в регионах, так как это сдерживает инициативу граждан по индивидуальному жилищному строительству.