За полгода индекс цен на жильё в долларовом эквиваленте снизился на треть
Уже полгода казахстанский рынок недвижимости пытается выжить в условиях стремительного обвала национальной валюты. И несмотря на то что тенге уступил 100 % своей прежней курсовой стоимости (99.7 при курсе 375 тенге за доллар), продавцы недвижимости так и не смогли адаптироваться к ситуации.
Если, к примеру, в августе 2015 года, по данным сайта «Крыша», индекс цен в Астане и Алматы составлял 1 654 и 1 662 доллара за квадратный метр, то сейчас за условную единицу площади просят 1 145 и 1 225 долларов соответственно (на 32 и 28% меньше, чем было до девальвации). Куда заметнее динамика в тенге: здесь наблюдается рост на 31 % в Астане и на 42 % в Алматы.
Таким образом, вернуть тенговые цены на додевальвационный уровень до сих пор не удалось, и январь только отдалил рынок от точки равновесия.Так, текущий месяц ознаменовался 6%-м снижением средних цен предложения в долларах (в Астане на 78 долларов, в Алматы на 81 доллар) при 10%-м ослаблении тенге за 28 дней (с 340 до 375 тенге за доллар). Тенговый эквивалент индекса «Крыши» в Астане показал снижение на 1.45 %, а в Алматы и вовсе прибавил 3.7 %.
Цена предложения на 28 января составляет 1 085 долларов за квадратный метр в Астане и 1 182 доллара в Алматы, что соответствует 407 и 443 тысячам тенге за единицу площади.
Продавцов, предпочитающих указывать цену в тенге при подаче объявления, по-прежнему мало — не более 12 %.
Можно предположить, что при таком темпе снижения, если курс валют останется относительно стабильным, очередной психологический барьер продавцам предстоит переступить в марте. Но опустится ли долларовый индекс ниже отметки 1 000 долларов, неизвестно.
Даже при столь непростой ситуации нельзя сказать, что из-за неадекватных цен интерес к жилью стих или смещается в сектор аренды. Напротив, внимание к продаваемым объектам остаётся высоким. Особенно это заметно в Астане. Здесь количество объявлений о сдаче жилья в аренду в 2.5 раза меньше предложений о продаже (если учитывать соотношение просмотренных пользователями страниц к количеству объявлений).