В Астане суд восстановил в очереди 17 претендентов на госжильё
На днях Управление жилья Астаны опубликовало списки очередников, несправедливо исключённых из перечня нуждающихся. Среди них 5 многодетных семей, 3 работника бюджетных организаций, 2 воина-афганца, а также сироты, инвалиды, неполные семьи, оралманы и другие льготники.
Причины исключения разные. Судя по всему, жилищная комиссия, которая вычёркивала претендентов, особо не церемонилась и детально не разбиралась.
Так, многодетная семья Асылбековых ждала квартиру более 10 лет, с 2004 года. На момент постановки на учёт у пары было четверо детей. За время ожидания состав семьи удвоился. Восемь несовершеннолетних (старшему сыну 15 лет, младшему 1.5 года) живут с родителями и бабушкой в двухкомнатной квартире полезной площадью около 30 квадратных метров.
Решением жилищной комиссии при акимате семья была снята с очереди со ссылкой на пункт 1 статьи 69 закона РК «О жилищных отношениях» из-за того, что на имя супруга в 2002 году было зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество — наследство. Комиссия при акимате не взяла во внимание санитарные нормативы: на каждого приходится всего 2.7 кв. м полезной площади вместо необходимых по закону 15 кв. м (согласно п. 1 ст. 75 закона).
Алматинский районный суд Астаны, изучив материалы дела, вынес решение о восстановлении очерёдности.
Иногда причиной исключения становились банальные бюрократические нюансы. Девушка, инвалид II группы с детства, ждала своей очереди на жильё с 2000 года. В 2005 году вышла замуж и сменила фамилию. После родила двоих детей и полагала, что её известят о том, что подошла очередь на получение квартиры. В 2014 году семья обратилась с письменным заявлением в акимат с просьбой указать примерные сроки предоставления жилплощади.
Ответ ошеломил — решением жилищной комиссии статус нуждающихся аннулирован, поскольку, согласно адресной справке, девушка-заявитель по указанному адресу не значится, точнее значится, но под другой фамилией. Более двух лет потребовалось, чтобы доказать, что это один и тот же человек.
Были случаи, когда комиссия принимала за намеренное ухудшение жилищных условий вынужденную продажу квартиры. Так, одной семье пришлось переехать в Астану, продав при этом недвижимость в посёлке, в связи с тяжёлым заболеванием дочери и предстоящим дорогостоящим лечением. Суд решил, что это была экстренная мера ввиду сложившейся жизненной ситуации.
Также суд рассматривал случаи, когда семьи, состоящие на учёте, получали в наследство долю (например, ⅓ дома в посёлке). Часто недвижимость отчуждалась в пользу других родственников, и жилищная комиссия, пользуясь случаем, вычёркивала людей из списка за намеренное отчуждение имущества. Таких фактов несколько.
Парадоксальна история семьи Кулетеевых, которая ждала квартиры с 1987 года. В 2002 году решением жилищной комиссии при акимате мать семейства была снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи со смертью. Умер и отец, который тоже был очередником. В 2009 году его исключили из списков. Суд признал действия акимата необоснованными и постановил восстановить членов семьи в очереди.
В управлении жилья пояснили, что теперь, после того, как решения суда вступили в законную силу, в комиссию были направлены служебные записки о внесении изменений в информационную систему мониторинга списков заявителей на коммунальное жильё (базу очередников). В течение недели после принятия органом соответствующих решений очерёдность 17 семей будет восстановлена.