Низкая эффективность использования пенсионных накоплений казахстанцев стала темой прошедшей сегодня, 17 августа, пресс-конференции. Общественный деятель Айдар Алибаев заявил, что нынешнее распределение пенсионных активов граждан вызывает недоверие. Он напомнил о направлении 15 млрд тенге на строительство объектов на территории ЭКСПО.

— Непонятно, насколько может быть эффективно субсидирование ТРЦ, который планируют построить на территории ЭКСПО. Почему на это должны идти накопления казахстанцев? Кроме того, деньги, попадающие в акиматы в виде дотаций, используются неэффективно. Сегодня областные акиматы просят на развитие 31 млрд тенге. Пенсионные деньги, которые выделяются для кредитования МСБ, практически невозможно получить через БВУ из-за бюрократических проволочек и огромных процентов, — рассказал Алибаев.

Выход из сложившейся ситуации общественный деятель видит в политических преобразованиях: искоренении бюрократии и коррупции, в более продуманном и активном вкладывании пенсионных активов в реальный сектор. При этом спикер отклонил возможность передачи накоплений снова в частные фонды, хотя и не исключил возвращения к солидарной пенсионной системе.

В то же время на прошедшем сегодня пресс-брифинге в Астане председатель правления Банка развития Казахстана Болат Жамишев заявил, что упомянутые 15 млрд предоставлены «Байтерек девелопмент» под 16.5 % годовых для реализации проекта по строительству Mega Silk Way на 15 лет. Обеспечением для банка по этому проекту будут являться деньги «Байтерек девелопмент», находящиеся на залоговом счёте.
— Деньги из ЕНПФ должны инвестироваться. Иначе не будет инвестиционного дохода, они будут обесцениваться. Я считаю, что те инвестиции, которые из ЕНПФ осуществляются в банк (БРК. — Прим. ред.) — это надёжные инвестиции, — пояснил Жамишев.

По поводу самого объекта банкир добавил, что БРК может финансировать туристическую инфраструктуру, в том числе торгово-развлекательные центры, если они способствуют развитию туризма.

Болат Жамишев

председатель правления БРК

— Мы посчитали возможным профинансировать этот проект чисто политически. А экономически, с учётом того обеспечения, которое у банка есть, этот проект абсолютно надёжный. Если бы сейчас банки второго уровня могли бы финансировать длинные проекты, это не был бы наш проект. Но ситуация такова, что на сегодняшний день у БВУ длинных денег нет.

Кроме вышеуказанной суммы, ещё 17.5 млрд тенге, по словам спикера, выделены на строительство грузовых вагонов и 30 млрд тенге на экспортное и предэкспортное финансирование. Это все средства ЕНПФ, полученные БРК в текущем году.