Астана: 10 лет без ЛРТ
В Астане сорван проект строительства BRT (Bus Rapid Transit, или скоростной автобусный транспорт). Крах планов по внедрению новой транспортной схемы случился не из-за кризиса, а из-за неэффективного использования средств. Деньги были выделены, но пролежали на счетах подрядчиков и «Астана LRT» без дела.
Случается подобное не впервые. Проекты по развитию транспортной инфраструктуры Астаны преследует злой рок хронической неэффективности. Как назло, «отягчающие обстоятельства» всплывают в тот момент, когда кажется, что назад дороги нет. Вот и на сей раз, когда, казалось бы, поставка тёплых остановок налажена и ведутся работы по строительству БРТ, случилось очередное разоблачение. Вчера Счётный комитет сделал заключение, что средства, выделенные на развитие транспортной инфраструктуры, используются неэффективно.
Член комитета Александр Горяинов рассказал, что проектно-сметная документация до сих пор не разработана, объекты не построены, а оборудование для системы перевозок не закуплено.
Установлено, что выделенные из республиканского бюджета средства для «Астана LRT » в сумме 38.3 млрд тенге в рамках реализации проекта «Новая транспортная система» использованы неэффективно. Не освоено 9.6 млрд тенге, или 25 %.
Стало известно, что власти попробуют реанимировать уже разработанный проект по строительству легкорельсовой транспортной системы. Однако надо полагать, что многомиллиардный проект уже устарел и потребуется дополнительное финансирование. Тем временем на сайте столичного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог до сих пор размещаются объявления о государственных закупках для BRT. Более того, расчищать территорию в Астане под линии скоростных автобусов начали больше года назад, во время этой кампании были уничтожены тысячи деревьев.
Сейчас даже специалисты затрудняются ответить, каким по счёту будет этот пересмотр планов. Дело в том, что речь о запуске ЛРТ в Астане шла с 2005 года, и 2015-й можно считать юбилейным для проекта строительства этого транспорта. В течение всех 10 лет смена приоритетов наблюдалась каждые 2–3 года, и появится ли новый вид транпорта в Астане к 2017-му, остаётся только догадываться.