Обсуждены вопросы дальнейшего развития жилищного строительства
В работе конференции приняли участие представители Администрации Президента и Правительства страны, депутаты Сената, руководители государственных органов, местной исполнительной власти, а также представители финансового и строительного сектора, научно-исследовательской сферы и общественного сектора.
Предваряя работу конференции, председатель Сената Касым-Жомарт Токаев сказал, что в последние годы отрасль жилищного строительства демонстрировала высокие темпы развития.
Этому способствовали, прежде всего, макроэкономические факторы: общий экономический рост, приток иностранного капитала и инвестиционных вложений, рост благосостояния населения, возможность легализации доходов, развитие ипотечного кредитования.
Государство уделяет большое внимание вопросам развития жилищного строительства.
Так, Стратегией индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы строительной отрасли определено одно из ключевых мест.
Вопросы, касающиеся нынешней ситуации в сфере жилищного строительства, стоимости качество строящегося жилья, его объемов волнуют сегодня многих казахстанцев.
Поэтому в ходе конструктивного диалога, проходящего в рамках парламентской трибуны с участием государственных органов, местной исполнительной власти, депутатов палаты, представителей строительной отрасли, должны быть выработаны все необходимые рекомендации, реализация которых даст новый импульс развитию жилищного строительства.
Говоря о путях разрешения проблем жилищной сферы, сенатор Фарит Галимов остановился на вопросах государственной поддержки самой отрасли и обеспечении населения доступным жильем.
При этом он отметил, что строительство, распределение и вопросы кредитования доступного жилья отрегулированы государством достаточно четко.
Однако, если в сфере строительства коммерческого жилья предпринимаются меры, чтобы не допустить разрастания кризиса в отрасли, то наработки в секторе кредитования населения через систему жилстройсбережений практически на начальной стадии.
Так, за весь период своего существования ЖССБ выдал кредитов на сумму около 9 млрд. тенге (74 млн. $), в то время, когда коммерческими БВУ выдано ипотечных займов только в этом году на сумму порядка $5,3 млрд.
При этом, кредитование Жилстройсбербанком граждан, которые не могут обойтись без помощи государства, составляет всего 4,5%.
А между тем, именно ЖССБ должен был быть лидером жилищного кредитования, поэтому необходимо в течение 2-3 лет увеличить долю заемщиков, использующих систему жилстройсбережений, до 10-15%.
И активное участие в решении этих задач должны принимать местные исполнительные органы.
По-прежнему актуальной остается проблема обеспечения жильем граждан, которые не могут обеспечить себя "крышей" из-за низких доходов и не могут воспользоваться ипотекой.
По данным МИО, в этой заботе государства нуждается сегодня более 75 тысяч семей – это порядка 4,5 млн.кв.м жилья.
Коммунального жилья за 2005-2007 гг. построено около 395 тыс.кв.м –это 4752 квартиры: потребности в коммунальном жилье удовлетворены всего на 6,5%.
В связи с этим на повестку дня выдвигается вопрос развития арендного сектора жилья.
И здесь, в первую очередь, должна быть создана соответствующая нормативная правовая база, целый пакет самостоятельных законов.
Опыт развитых стран, где значительную долю в жилом фонде также составляет арендный сектор (в Швеции - 57%, Нидерландах - 55%, в Германии - 60%, в Дании - 44%, в США –34%) показывает, что арендный сектор должен создаваться с помощью и поддержкой государства.
В законодательном порядке права участников процесса аренды также должны быть закреплены.
Поэтому нам необходимо принять нормативные правовые акты, регулирующие отношения в этом важнейшем секторе.
Строительство арендных многоквартирных домов создаст реальную возможность обеспечения жильем людей с низкими доходами.
Когда разрабатывался проект государственной программы жилищного строительства на 2008 – 2010 год, вносились предложения касательно того, что ежегодный объем возведения арендных домов с учетом общей потребности только в социальном жилье порядка 4,5 млн.кв.м. должен быть не меньше 1,5 млн.кв.м.
Но в соответствии с утвержденной госпрограммой у нас за три года планируется построить всего 363 тыс.кв.м социального арендного жилья и 288 тыс.кв.м коммерческого арендного жилья (т.е. ежегодно по 96 тыс.кв.м).
Это очень маленькие объемы (это 2,5% от объема вводимого жилья).
Если мы хотим, чтобы арендный сектор в общей структуре жилого фонда был на уровне стран Запада, то нужно построить арендных домов в объеме 180-200 млн.кв.м.
Говоря о мерах по снижению стоимости жилья, депутат подчеркнул, что, в первую очередь, следует расширить "список" ликвидных инструментов вложения инвестиций, рынка ценных бумаг, в частности, вторичного рынка закладных.
Во-вторых, необходимо, снизить затраты на строительство, особенно в части стоимости земельных участков и сноса.
Кроме того, по его мнению, вопросы обеспечения инженерной инфраструктурой свободных территорий, государство также должно взять под свой финансовый контроль.
В сфере же развития отечественного производства стройматериалов и конструкций открываются большие возможности для привлечения средства фонда "Казына".
По итогам конференции выработаны соответствующие рекомендации.
Источник: parlam.kz