На встрече со специалистами департамента архитектурно-строительного контроля в Астане представители застройщиков заявили, что цены на жилье поднимутся на 30%.

Причиной столь резкого скачка цен станет, по их мнению, недавно вступивший в силу Закон "О долевом участии в жилищном строительстве", так как он выставляет дополнительные требования к фирмам, решившим возводить жилье на основе привлечения долевого капитала.

Основное недовольство у строителей вызвал пункт об обязательном наличии 12% собственного капитала. По их мнению, дополнительные требования приведут к дополнительным расходам, что, в свою очередь, скажется и на ценах.

С просьбой прокомментировать такой прогноз мы обратились к Александру КАЛИНИНУ, вице-президенту Ассоциации риелторов Казахстана.

Александр Николаевич, согласны ли Вы с прогнозом, что принятие этого закона приведет к подъему цен, да еще в таком масштабе?

- Нет никакого экономического обоснования для роста цен. Наоборот, ситуация на рынке недвижимости может стабилизироваться. То, что происходит сейчас, – это агонизирование.

Основные игроки начинают понимать, что государство серьезно взялось за регулирование цен. В первую очередь это видно по тому, что начинают отзывать лицензии. В Алматы и Астане в течение последних месяца-полутора лишились лицензий 123 строительных компании: в Алматы 60 компаний, в Астане – 63 компании.

Кроме того, совершенно четко видно, как идет регулирование по вопросам изъятия земельных участков. Начался жесткий контроль за приобретением стройматериалов и так далее.

Финансовые и налоговые органы сейчас начинают активно отслеживать процессы, происходящие внутри рынка недвижимости. На мой взгляд, следующими будут риелторы – за недобросовестных возьмутся со всем усердием.

Это означает, что государство решило наводить порядок, поскольку президент поставил задачу стабилизации и понижения цен на рынке недвижимости. И это можно сделать легко – была бы политическая воля.

Следующим шагом в этом процессе должно стать завершение процесса легализации. Я уже неоднократно говорил, что через строительный бизнес в Казахстане идет банальная отмывка капиталов. В правительстве уже приготовлено постановление о том, что все участники рынка недвижимости должны буду легализовать свои доходы.

Как только это произойдет, люди, у которых сконцентрировано большое количество недвижимости, должны будут ее капитализировать – продавать. А продавать окажется некому.

Почему же некому, если сейчас покупают? Может, продолжат покупать и дальше, соответственно, и цены будут повышаться?

- Сейчас на рынке недвижимости 60-65% сделок – спекулятивные. Большинство сделок проходит по схеме "банк – застройщик – риелтор". Чем силен это рынок? Нелегальными деньгами. Поэтому идет спекуляция, высокие цены поддерживаются искусственно, и основные действующие игроки-спекулянты между собой продают-покупают.

Платежеспособного населения у нас просто почти нет. Полтора процента населения владеет 90% национального богатства. Еще 3-7% – топ-менеджеры, руководители компаний, крупные бизнесмены, то есть те, кто может себе позволить купить по таким ценам.

Остальные казахстанцы не могут ни купить недвижимость, ни получить ипотеку. Цены рассчитаны на средний класс, которого у нас нет. Это касается и государственной жилищной программы – она не ориентирована на конечного потребителя.

Сейчас в правительстве рассматривается вопрос становления если не нормативной, то хотя бы экономически обоснованной цены за квадратный метр. Вычисляться будет примерно так: себестоимость и 20-25% прибыли.

А как бы Вы прокомментировали пункт об обязательном наличии 12% собственного капитала?

- Так, что кто-то недопонял закон. Потому что эта цифра означает не собственный капитал, а то, что на счету должно постоянно находиться 12% от общего капитала дольщиков, который уже собрали. Остальная сумма может находиться в деле.

Я был одним из консультантов во время подготовки законопроекта и в процессе обсуждения назывались цифры в 15 и даже 20 процентов. В итоге назначили 12 – уж не знаю, почему. Причем начинать собирать средства с дольщиков можно уже после того, как появился фундамент.

Какая необходимость была в этом законе? Повлиять на рынок?

- Не думаю, что закон о долевом участии может оказать большое влияние на рынок. Гораздо больше может повлиять уже вошедший в силу другой закон, о котором еще мало говорят, – "Об аренде".

Например, до 65% населения в Европе живут в арендованных домах. Допустим, пятую часть от дохода платят за аренду. В Казахстане владельцы больших жилых площадей тоже вполне могут сдавать свою собственность в аренду – чтобы было чем платить налоги за недвижимость.

На рынок сейчас главным образом влияют две вещи – изъятие земель и недвижимости по госнадобности, которое дестабилизирует все, и все та же грядущая легализация. Сейчас уже начинается массовый выброс квартир на рынок.

Хотя цены пока не падают – собственники просто пытаются сорвать деньги в последний момент. Сначала рынок стабилизируется, люди будут смотреть, что и как, а позже цены начнут опускаться.

Сам же Закон "О долевом участии" носил скорее превентивный характер. Мы посмотрели, что творится в России в долевом участии, и оказалось, что, например, в Московской области до 40% – настоящее "кидалово".

Просто берут деньги с дольщиков, и компания растворяется в воздухе. Бывали и просто пирамиды, когда деньги, вложенные в данный объект, шли на завершение строительства старого объекта. А на первый денег уже нет. И так можно до бесконечности.

В Казахстане я знаю три таких случая – два в Астане и один в Атырау, когда собранные средства потратили не по назначению. Так что срочно пришлось принимать этот закон.

Есть мнение, что посредством этого закона с рынка будут вытесняться мелкие и средние компании.

- Количество компаний действительно будет ограничено, я уже упоминал про отзыв лицензий. Но у больших корпораций просто нет интереса работать по этому закону.

Хотя бы потому, что должна быть открытость финансовой деятельности, дольщики имеют право проверять, куда девались деньги, – и это крупным компаниям абсолютно не нужно. Будут работать по нему как раз мелкие и средние компании, у которых нет возможности взять крупный кредит.

Источник: respublika.kz