Все регионы 

Алматы глазами немецкого архитектора

Статьи: Алматы глазами немецкого архитектора
Автор: Данил Павленко | Фото: www.krisha.kz, www.garnek.pl

Последние годы в нашей стране всё больше внимания уделяют архитектурному облику крупных городов. В стремлении облагородить мегаполисы власти активно перенимают зарубежный опыт, привлекая к работе именитых архитекторов.
Примером такого сотрудничества может служить Астана, которую многие по праву считают городом будущего из-за знаковых построек вроде ТРЦ «Хан Шатыр» или Дворца мира и согласия. Но если в относительно новой столице смешались архитектурные стили Запада и Востока, то в Алматы соединилось прошлое и будущее.

Но фоне монументальных зданий советской эпохи вроде цирка или Дворца Республики выросли стеклянные небоскрёбы и современные жилые комплексы всевозможных форм и размеров. Причём у нас разработкой новых объектов наравне с отечественными занимаются и западные специалисты. Как раз сегодня Алматы трансформируется в город для людей, следуя примеру европейских мегаполисов.

О том, каким мы увидим южную столицу через пару десятков лет и как изменится казахстанская архитектура в ближайшее время, «Крыша» поговорила с ведущим немецким архитектором и дизайнером Питером Ипполито. Его компания Ippolito Fleitz Group разрабатывала дизайн для проектов архитектора Нормана Фостера, который, кстати, является автором ключевых объектов в Астане.

— Питер, вы называете себя «самобытным архитектором». Что означает эта фраза?
— «Самобытность» означает, что мы придаём своей работе неповторимый стиль, основываясь на поиске индивидуального подхода к каждому проекту. Любой человек — это личность, со своими прихотями, взглядом на мироустройство и красоту. Примерно то же можно сказать о странах и культурах.

— С таким подходом у вас наверняка скопилось немало интересных работ. Расскажите о самой необычной.
— Сложных проектов у нас действительно было много, и в основном в тех странах, которые мы ранее не посещали. Своеобразным вызовом для меня стал Дворец международных форумов в Ташкенте. Мне позвонили в воскресенье днём и сказали, что нужно срочно подготовить контракт на разработку дизайна для какого-то важного политического здания в Узбекистане. В детали никто не вдавался.

Через две недели мы прилетели туда и замерли — общая площадь запланированной постройки была 40 тысяч квадратных метров! В итоге дизайн мы, конечно, разработали, но это было совсем непросто.

— Есть ли нюансы, которые необходимо учитывать при проектировании здания на Востоке?
— Мы работали в разных местностях, в том числе в странах Центральной и Юго-Восточной Азии. Каждый раз, разрабатывая новый проект, учитываем особенности культуры, но при этом не загоняем себя в узкие рамки, стараясь держать «ум открытым» и вносить креатив в пределах разумного. Поэтому даже два наших проекта в одной стране могут сильно отличаться. Конечно, восточный стиль имеет отличия, большую роль играет менталитет. Если у восточного человека есть деньги, он всеми силами стремится это показать, подбирая себе роскошное жильё.

Сегодня границы между азиатскими и европейскими городами стираются всё больше. Нередки случаи, когда та или иная страна копирует чужой стиль архитектуры. К примеру, такое происходило в 90-х годах в Китае. Тенденция прослеживается и сейчас, но в гораздо меньших объёмах.

В Казахстане нашли свой путь и стараются ему следовать. В пример можно привести архитектуру Астаны — удивительное сочетание разных направлений. Интересный город.

— Что думаете об архитектуре Алматы?
— В целом, мне она понравилась. Сразу бросились в глаза широкие улицы и большое количество невысоких зданий. Разумное решение в таком сейсмоопасном регионе!
Как ни странно, больше всего меня впечатлили строения времён советской эпохи. Особенно понравилась крыша обсерватории Дворца школьников, гостиница «Казахстан» и Национальный музей. Некоторые новые строения выбиваются из общего облика города. Например комплекс «Есентай» смотрится отдельным островом. И подобных ему зданий, в современном стиле, у вас предостаточно. Заметен сильный контраст между старыми и новыми строениями, что формирует определённый стиль.

Знаете, я долгое время спрашивал себя, богатый ли город Алматы. И если богатый, то почему всё не так хорошо, как могло быть? Хотя и не совсем плохо. Некоторые здания нуждаются в починке, где-то они осыпались, а на улицах то и дело встречается мусор. Сложилось впечатление, что деньги не поступают в мегаполис, не идут в полном объёме на его благоустройство и преображение.

Если подвести некий общий итог, то могу сказать, что город зелёный и красивый. У вас много уникальных природных ресурсов, которые можно и нужно использовать. Надеюсь, южная столица Казахстана будет и дальше идти по пути устойчивого развития.

— Кстати, о развитии. Сейчас Алматы как раз собираются трансформировать в город для людей по концепции, разработанной Яном Гейлом. Как считаете, оправдано ли применение европейского пути развития к азиатскому городу?
— Я не знаком с планом трансформации Алматы, но зато знаком с подобными проектами в других мегаполисах. Считаю, что это хорошая идея. Но не стоит делать здесь второй Копенгаген. Абсолютно другие люди, другой менталитет. В проекте нужно учитывать специфические особенности города и менять сознание людей постепенно. На развитие слаженной системы велосипедных дорожек, пешеходных зон и экологичного общественного транспорта понадобится много лет. А когда зелёные решения приживутся, Алматы станет другим, нежели тот, что мы видим сейчас. Кстати, в моём родном городе Штутгарте тоже стараются избавиться от засилья машин. И чем-то он даже похож на Алматы. Не знаю, подойдёт ли вам план Гейла и удастся ли превратить южную столицу во второй Копенгаген, но зато я точно знаю, что людям необходимо научиться нести ответственность за окружающую среду.

— Если бы вы проектировали здание у нас, каким бы оно было?
— Могу сказать одно — оно непременно впитало бы в себя элементы национальной культуры и в то же время было бы уникальным.

— Какое здание можно считать знаковым в казахстанской архитектуре?
— Мне нравится множество ваших зданий. Очень сложно предугадать, какое строение станет знаковым. Такие вещи просто происходят. Взять, к примеру, Эйфелеву башню, её ведь вообще проектировали для Всемирной выставки «ЭКСПО» в 1889 году. И в то время, между прочим, она никому не нравилась. Прошло более сотни лет, сейчас весь мир мечтает увидеть это сооружение.

— Через год в Астане тоже будет выставка...
— Посмотрим, как удастся реализовать разработанные проекты. При подготовке к проведению столь масштабных мероприятий формируется совершенно новый облик города, ведь помимо основных строится целый ряд дополнительных зданий — жильё, гостиницы, рестораны и т. д.

Сегодня основная задача, стоящая перед современными городами, в том числе и Казахстаном, — двигаться по пути устойчивого развития, внедрять технологии, безопасную и удобную систему транспорта, снижать уровень загрязнения и развивать инфраструктуру.

Казахстану нужно продолжить формирование своего облика, который бы отличал его от других стран в глазах мировой общественности. Астана и Алматы хорошие примеры, но надо уделять внимание и другим городам.



Опубликовано 4 мая 2016 6205 просмотров 12 комментариев