В Алматы повсеместно ведутся работы по подготовке к отопительному сезону. При этом требования к подготовке систем отопления и элеваторных узлов в южной столице каждый год меняются, более того, в каждом районе они разные. В связи с этим у потребителей неизбежно возникают вопросы к представителям тепловых сетей. И в каждом случае требуется своевременное получение мотивированного ответа.

 

Граница принадлежности теплосетей

По информации ТОО «Алматинские тепловые сети», граница балансовой принадлежности тепловой сети — это точка раздела тепловой сети между энергоснабжающей и/или энергопередающей организациями и потребителем. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между тепловыми установками потребителя и распределительной компанией определяется соответствующим актом, который оформляется при заключении договора на поставку тепловой энергии и подписывается поставщиком и потребителем. В жилых домах границей балансовой принадлежности является наружная стенка здания.

Все коммуникации, находящиеся внутри жилого дома, принадлежат КСК и жителям, поэтому мероприятия по обслуживанию и эксплуатации стояков, подвалов, элеваторных узлов осуществляет КСК. В случае заключения соответствующего договора между КСК и ТОО «Алматинские тепловые сети» подготовку элеваторного узла обеспечивают тепловики. В других случаях организации, имеющие лицензию на выполнение данных работ.

Ежегодно по окончании отопительного сезона потребители получают предписание о подготовке теплового хозяйства к следующему сезону с обозначением комплекса мероприятий, обязательных для выполнения. После осуществления всех работ, указанных в предписании, представитель ТОО «Алматинские тепловые сети» выдаёт акт готовности, являющийся разрешающим документом на подключение тепловой энергии при наступлении отопительного сезона с обязательным оформлением акта на подключение.

 

Территориальное обслуживание

Основной производственной единицей предприятия ТОО «Алматинские тепловые сети» является эксплуатационный район. С 2012 года в городе действуют 6 эксплуатационных районов (ранее существовало 9).

Западный эксплуатационный район (ЗЭР) охватывает часть Ауэзовского и Алатауского административных районов Алматы. Центральный эксплуатационный район (ЦЭР) обслуживает часть Бостандыкского и Алмалинский районов. Северо-Восточный эксплуатационный район (СВЭР) располагается на части территории Алатауского,

Жетысуского, Медеуского, Турксибского районов. Восточный эксплуатационный район (ВЭР) включает часть Жетысуского и Медеуского районов. Южный эксплуатационный район (ЮЭР) охватывает часть Бостандыкского и Медеуского районов. Северный эксплуатационный район (СЭР) располагается на части Турксибского и Жетысуского районов города.

Персонал эксплуатационных районов выполняет следующий комплекс работ по содержанию теплосетей в надлежащем состоянии: строительство дополнительных сетей; выполнение технического обслуживания сетей; выявление слабых мест, ликвидируемых во время ремонтной кампании; контроль над гидравлическим и температурным режимами сетей, управление работой насосных станций, осуществление эксплуатационного и ремонтного обслуживание тепловых сетей.

 

Непростое получение акта готовности

Рассмотрим ряд существующих проблем. Так, непонятно, почему в Центральном и Восточном эксплуатационных районах Алматы, если при подготовке многоквартирного жилого дома требуется замена дроссельного органа, то новый выдают на участках безо всяких проблем. А в других районах города работники тепловых сетей отвечают, что дросселя должны приобретать сами потребители.

В предписании госорганов, выданном на подготовку к отопительному сезону 2013-2014 годов, сказано, что потребители должны выполнить ревизию дроссельных устройств, установить их и опломбировать в присутствии представителя ТОО «Алматинские тепловые сети», а также обеспечить их сохранность. Но неясно, каким правоустанавливающим документом утверждён данный пункт и почему данные работы возлагаются на потребителя.

На практике выполнение данного пункта происходит следующим образом. Работники тепловых сетей говорят потребителям снять дроссель, привезти на эксплуатационный участок для замеров, и, если размер не соответствует нужным параметрам, его нужно переделать по размеру и привезти обратно для замеров. Если же размер соответствует требованиям, потребителей отсылают сначала его установить с тем, чтобы потом работники тепловых сетей пришли, опломбировали и выписали соответствующий акт готовности.

Таким образом, потребитель вынужден неоднократно возить к тепловикам дроссель, и это при том, что в установке расчётных дроссельных устройств больше заинтересован поставщик, чем потребитель тепла. Неужели нельзя упростить данную процедуру? Зачастую дроссельные устройства опломбированы, для чего нужно каждый год заново производить их переопломбировку, если потребитель не жалуется на холод и нет перерасхода тепловой энергии? Вероятно, у услугодателя есть опасения, что кто-то противозаконно, не снимая пломбы, взял и рассверлил сопло?

Кроме этого, согласно предписанию, потребителю следует провести ещё много ремонтных работ по подготовке к отопительному сезону и отчитаться о результатах их проведения представителям ТОО «Алматинские тепловые сети», которых нужно вызывать на приёмку, оповестив предварительно. При этом если кто-то из сотрудников, отвечающих за данный объект, болен или находится в отпуске, то другой сотрудник, скорее всего, откажется приехать на приёмку. А в случае когда надо принимать какие-либо промежуточные работы (промывку, опломбировку, готовность), то приходят все, включая слесаря, инспектора.

В итоге у потребителей нередко складывается мнение, что либо в тепловых сетях много лишних сотрудников, либо у имеющихся недостаточно высокая квалификация. В частности, в Ассоциацию КСК г. Алматы за последнее время поступило много нареканий на недостаточно высокую квалификацию работников теплосетей. Так, по факту выявления тех или иных недочётов потребителям приходится указывать тепловикам на необходимость оформления акта или предписания с тем, чтобы, устранив недостаток, можно было письменно подтвердить факт проведённой работы, в противном случае доказать это будет затруднительно.

Также непонятно, почему если объект уже сдан, но какой-либо сотрудник ТОО «Алматинские тепловые сети» не успел выписать акт готовности и ушёл в отпуск, то нужно ждать возвращения данного сотрудника из отпуска для получения акта? Если на предприятии ведётся учёт проверенных объектов, то и почему всё должно задерживаться из-за конкретного человека?

Если объект уже подготовлен к отопительному сезону в мае или июне и по факту представителю ТОО «Алматинские тепловые сети» нет никаких причин отказывать в выдаче акта готовности, то он может сослаться на то, что ещё не получил указания выдавать акты готовности.

В то же время в этой ситуации работники районных акиматов активно требуют от потребителя предоставить акты готовности. При объективном рассмотрении барьеры на пути получения необходимых документов о готовности к отопительному сезону, которые нередко создают работники тепловых сетей, выглядят искусственными.

 

Фотосессия за счёт жильцов?

Обратимся к другой проблеме. Недавно со стороны работников теплосетей было введено новое требование, обязывающее председателей КСК и руководство сервисных компаний в некоторых районах предоставлять фотографии подготовленного элеваторного узла. Неясно, на каком юридическом основании было выдвинуто подобное требование, согласно какой ведомственной инструкции?

Также возникает вопрос: откуда председателям КСК и руководству сервисных компаний брать и на какой вид расходов списывать затраты на эти фотографии, ведь собственники квартир денежных средств на это в расходы на содержание жилья не закладывают. Если работники тепловых сетей для своих производственных нужд собирают таким образом «досье» на каждый элеваторный узел в многоквартирном жилом доме, то разве не обоснованно делать это за счёт собственных средств, а не требовать фотографий от председателей КСК и руководства сервисных компаний?

На сегодняшний день среди потребителей существует нехватка информации по ряду вопросов, связанных с оформлением документов при подготовке многоквартирных жилых домов к предстоящему отопительному сезону.

В частности, остаётся неясным, кто из работников ТОО «Алматинские тепловые сети» должен подписывать следующие документы: акт опломбировки дроссельных устройств, акт промывки и опрессовки, акт обследования или готовности. Кто должен приходить на приёмку работ? Каким именно должностным лицам должен быть обеспечен беспрепятственный допуск к теплоиспользующим установкам?

Недостаток информации происходит, вероятно, от того, что потребители не владеют информацией о внутренних правилах и распоряжениях ТОО «Алматинские тепловые сети», а требования его представителей к потребителям зачастую разнятся с нормами СНиПов. От этого возникают разногласия, которые в конечном итоге тормозят своевременную подготовку объектов к отопительному сезону и сдачу необходимых отчётных документов.

Подготовила к публикации Иветта Шутова