В прошлой статье мы рассказали о том, какие обременения могут быть у жилья, выставленного на продажу, а также о том, какие группы граждан в роли собственников требуют особого внимания со стороны покупателя. Продолжая тему, сегодня мы расскажем, каким образом можно официально уточнить правовой статус приглянувшейся недвижимости.

 

Информационные госуслуги по недвижимости

Информация о существующих и прекращённых правах на недвижимость, её местоположении, виде, кадастровом номере, форме собственности, делимости, целевом назначении (для земельных участков), этажности, площади (общая, жилая, полезная), сведения о правообладателях содержатся в правовом кадастре, который ведётся регистрирующими органами юстиции. Копии документов, предоставленных на госрегистрацию, — правоустанавливающих документов, госакта, техпаспортов на объекты недвижимости — хранятся в регистрационном деле, которое является частью правового кадастра. Копии документов, находящиеся в регистрационном деле правового кадастра, можно получить только с согласия правообладателя. Минюст через ЦОНы выдаёт эту информацию в форме двух бесплатных информационных услуг. Данные, содержащиеся в формах информационных услуг, являются действительными на момент выдачи. Разъясним подробнее, как их получают.

 

1. Справка о наличии обременений

Как нам пояснили в одном из ЦОНов г. Алматы, эту справку выдают всем вне зависимости от того, является ли заявитель собственником жилья или нет. Для этого нужно знать точный адрес недвижимости. Вместе с тем для получения справки потребуется написать заявление, где нужно будет указать Ф. И. О. заявителя, его паспортные данные, место жительства, а также предъявить удостоверение личности. В справке будут указаны: вид недвижимости, кадастровый номер, целевое назначение, этажность, площадь (общая и жилая), делимость, а также правообладатель, основание возникновения права собственности, дата и время регистрации права собственности. Там будут указаны обременения (если они есть) и основания их возникновения. Кроме того, иные юридические притязания и сделки с жильём, не влекущие возникновения обременений или прав у других лиц на недвижимое имущество (если есть). Справка предоставляется в течение одного рабочего дня, при этом день приёма и день выдачи документов не входят в срок оказания этой информационной государственной услуги.

 

2. Копии из регистрационного дела

Копии документов регистрационного дела (кто и когда, по каким основаниям регистрировал право собственности на это жильё) и план объекта недвижимости предоставляются физическим лицам только с согласия собственника жилья. В остальном порядок предоставления этой услуги такой же, как при получении справки об обременениях. Срок получения — также в течение одного рабочего дня.

 

Можно ли получить государственные услуги через Интернет?
Из этих двух информационных услуг по недвижимости физическому лицу через Интернет можно получить только справку о зарегистрированных правах на недвижимое имущество. Услугой могут воспользоваться только граждане РК. Заявитель должен быть зарегистрирован на веб-портале электронного правительства (e.gov.kz) и иметь электронно-цифровую подпись. Сначала нужно пройти процесс авторизации на веб-портале электронного правительства и заполнить необходимые поля в электронной форме запроса. Запрос подписывается электронно-цифровой подписью и отправляется. Он обрабатывается в течение 30 минут. После этого заявителю бесплатно приходит справка в формате pdf, где содержится информация о зарегистрированных правах на данное жильё.

 

Подготовила Иветта Шутова по информации e.gov.kz, zakon.kz, tobol.knd.kz