Нацбанк предостерёг казахстанцев от мошенников
Проблема мошенничества в сфере недвижимости и банковских услуг обострилась в Казахстане. Директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Нацбанка РК Александр Терентьев рассказал, как защитить деньги и имущество от злоумышленников.
Не доверяйте низким ценам
Лжепродавцы часто размещают объявления о продаже недвижимости и автомобилей по заниженной цене. Покупателей привлекают такие предложения. Но когда вы звоните продавцу, тот представляется сотрудником зарубежной компании, говорит, что срочно уехал из Казахстана по работе, и предлагает отправить предоплату на карту своего родственника. После перевода «продавец» просит продиктовать ваши реквизиты, чтобы проверить транзакцию. На самом деле, узнав эти данные, мошенники получают возможность перевести средства на своё имя. Помните о простых правилах:
— вас должна насторожить слишком низкая цена;
— не отправляйте предоплату, не проверив продавца и товар;
— не сообщайте конфиденциальную информацию: паспортные данные, реквизиты перевода (особенно секретный код).
Не делитесь личными данными с незнакомцами
Часто лжепокупатели звонят продавцам и говорят, что готовы внести предоплату. Мошенники, представляясь бухгалтерами или директорами фирм, просят озвучить реквизиты: ИИН, номер телефона, к которому привязана карта, номер банковской карты, номер текущего или сберегательного счёта. Когда продавец сообщает эти данные, они запрашивают код из
— Не отправляйте незнакомым людям персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность.
— Не передавайте и не публикуйте в Интернете реквизиты платёжной карты:
— Не сообщайте
— Не передавайте банковские карты третьим лицам, в том числе для оплаты счёта в кафе или ресторане.
— Если потеряли карту, сразу же блокируйте её и приостанавливайте все операции. Для этого позвоните по телефону горячей линии банка. Желательно также сходить в ближайшее отделение, чтобы заблокировать счета.
— Запомните, что сотрудники банков никогда не звонят клиенту с требованием предоставить данные о карте и полученных сообщениях. Любое общение по данным вопросам должно проходить только по вашей инициативе.
— Если вы платите за услуги и покупаете товары через Интернет, не открывайте подозрительные электронные письма и не переходите по неизвестным ссылкам.
— Подключите услугу мобильного банка, чтобы на ваш телефон приходила информация обо всех изменениях на счету и совершённых транзакциях. Так вы сможете оперативно отследить подозрительные операции.
Следите за безопасностью телефона
Если вы потеряли смартфон или он был украден, первым делом заблокируйте счета, обратившись в
Проверьте, действительно ли с вами разговаривает банковский работник
Набирает обороты новый вид мошенничества, когда потенциальной жертве звонят лжесотрудники банка и говорят, что обнаружили подозрительные операции по карте. Они просят озвучить ряд реквизитов: ИИН, номер телефона, к которому привязана карта, номер банковской карты, номер текущего или сберегательного счёта. Когда клиент указывает реквизиты, мошенники просят продиктовать код из
Если вам позвонили с подобными просьбами, повесьте трубку и перезвоните в банк, чтобы уточнить, действительно ли звонок поступил оттуда. Также сходите в ближайшее отделение и напишите заявление об атаке на счета.
При сомнении в достоверности звонка обратитесь в банк по следующим телефонам:
— Halyk Bank Kazakhstan (бесплатный номер
— Jýsan Bank (бесплатный номер
— Сбербанк Казахстан (бесплатный номер
— Kaspi.kz (бесплатный номер
— АТФБанк (WhatsApp +7 705 776 8862 или бесплатный номер
— Банк ЦентрКредит (WhatsApp +7 778 092 93 01, + 7 778 092 93 02 или бесплатный номер
— ForteBank (WhatsApp +7 777 008 7575 или бесплатный номер
— Eurasian Bank (бесплатный номер
— Altyn Bank (WhatsApp +7 771 330 5777);
—
— Хоум Кредит (бесплатный номер
— Asia Credit Bank (бесплатный номер
— Tengri Bank (бесплатный номер
— Kassa Nova Bank (WhatsApp +7 776 159 55 95 или бесплатный номер
—
— Kazpost (бесплатный номер
Покупайте только на проверенных сайтах
Бывает и так, что злоумышленники создают клон популярного
— не переходите по подозрительным ссылкам;
— нигде не указывайте персональные данные;
— обращайте внимание на оформление сайта;
— проверяйте правильность ссылки в адресной строке;
— пользуйтесь защищённым соединением https;
— фильтруйте подозрительные письма;
— не пользуйтесь открытыми точками доступа
Напомним, ранее мы писали о том, как не стать жертвой квартирных мошенников, а также разбирали правила безопасности при использовании банковских карт.