Строительство ЛРТ в Астане: как выглядит линия сейчас
Линия легкорельсового трамвая, к строительству которой приступили в Астане этим летом, завораживает уже сейчас. Монументальные колонны дают понять, что «новая транспортная система» в названии проекта — это не пустой звук. Похоже, мы первыми из журналистов побывали на строительной площадке с тех пор, как здесь забили первые сваи.
ЛРТ в Астане будет эстакадным, опоры установят на протяжении всех 22 километров пути, а вагоны будут ходить высоко над землёй. Похожим образом сегодня прибывают поезда на новый железнодорожный вокзал «Нурлы Жол», хотя технически эти линии имеют мало общего. Разве что «Нурлы Жол» станет одной из конечных остановок ЛРТ. А другой конечной будет аэропорт.
Строительство ведёт компания из Китая, хотя участников проекта намного больше. Заказчиком выступает Astana LRT, подрядчиком — консорциум компаний BESAM, CRIC 2 и CRAEC, а субподрядчиком — Китайская шестая инженерно-строительная корпорация. Руководителя проекта консультирует французская компания SYSTRA, а технический надзор осуществляет казахстанский филиал французского «Бюро веритас».
Вдоль улицы Нажимеденова — это на правом берегу реки Есиль, примерно посередине между вокзалом «Нурлы Жол» и мостом «Арыс» (Сыганак — Калдаякова) — установлены уже около 20 оснований будущей эстакады. Часть из них выглядит футуристически. Некоторые состоят лишь из арматурного каркаса, иные одеты в «броню» опалубки. Ряд готовых бетонных опор устремляется к горизонту, на котором выделяется строящееся здание «Абу-Даби Плаза». Согласно проекту, легкорельсовый трамвай должен стать частью инфраструктуры этого здания.
Пока стройплощадка и окружающий её пейзаж являют собой удивительный контраст. Поблизости, кроме двух новостроек и новой улицы Нажимеденова, нет ничего из того, что принято называть цивилизацией. Сквозь яблони, оставшиеся после сноса дач, местами видны ещё обитаемые дачные домики. Рядом остатки карьера, в былые времена известного как конечная остановка 26-го. До реки Есиль отсюда рукой подать.
Совершенно неясно, кого будет обслуживать на этом участке суперсовременный трамвай. Очевидно, что потребуется минимум несколько бескризисных лет, чтобы застроить данную часть города.
Среди рабочих, занятых на строительстве, должны быть и казахстанцы, но таковых в этот вечер мы не нашли. Китайские специалисты носят забавную форму с иероглифами и кириллической надписью «ЛРТ Астана».
Стройка идёт полным ходом и не приостанавливалась даже во время EXPO. Для грузовиков, которые доставляли на объект специальный высокопрочный бетон с одного из заводов Астаны, даже выдавали специальные разрешения, чтобы они могли ездить днём.
Маршрут легкорельсового трамвая пройдёт от аэропорта вдоль проспекта Кабанбай батыра, затем свернёт на ул. Сыганак, где рядом с существующим мостом «Арыс» будет построен ещё один, специально для трамвая, а затем устремится вдоль ул. Нажимеденова к зданию вокзала «Нурлы Жол». На линии планируют возвести 18 остановочных павильонов.
Как сообщили в Astana LRT, строительство аналогичных бетонных опор для эстакады в ближайшее время начнётся и на пр. Кабанбай батыра. Многострадальный проект, о котором в Астане говорили больше десяти лет, похоже, начал становиться реальностью.