На XIV Градостроительном форуме Казахстана стало известно, что в генплан Алматы уже внесены поправки согласно концепции Яна Гейла по продлению пешеходных дорожек на пр. Жибек жолы, а также организации зон, свободных от автотранспорта, на ул. Гоголя, Панфилова и Кабанбай батыра.

Несмотря на уверенное решение властей следовать идеям датского архитектора и превратить южную столицу в город для людей, а не машин, некоторые градостроители считают, что данная концепция вряд ли приживётся в Алматы.

— Ян Гейл и общественное пространство — это автономные понятия. Давайте представим себе на минуту Алматы со всеми реализованными гейловскими идеями в общественных местах. Возникает вопрос: будут ли там алматинцы? Освоят ли они это пространство? Зачем им это? — высказал своё мнение главный архитектор УП «Минскградо» Александр Акентьев.

По его мнению, перед утверждением таких проектов важно всегда учитывать мнения жителей.
— Пешеходные зоны должны быть привлекательными, доступными и наполненными жизнью. То есть здесь должны быть объекты тяготения, а если их нет, то зачем жителю сюда приходить? В этом нет никакого предметного, социального или физического смысла, — посетовал он.

Акентьев подчеркнул, что общественное пространство — это единая сбалансированная комплексная система, имеющая смысл только в том случае, если является полезной непосредственно для горожан.
— Что я хочу и что я могу — это абсолютно полярные понятия. Когда мы говорим о том, как бы нам перенести к себе состояние запада с обилием и разнообразием общественных и туристических зон Европы, руководство города или республики в первую очередь должно учитывать контингент населения, традиции и прочие факторы. Ведь других алматинцев нет, нужно приносить пользу конкретно им, — сказал архитектор.

В качестве примера он привёл практику в Минске, где определённая организация сначала проводит опрос жителей конкретного жилого массива или отдельного двора и выясняет их потребности и запросы. На основе этих данных выполняется соцзаказ и разрабатывается проект по организации общественного пространства именно в этом месте. При этом, по заверению белорусского специалиста, все исследования обходятся примерно в 3–5 тысяч долларов.

— Могу в качестве примера также привести Стокгольм, где концепция развития этого города была сформирована главным образом подростками, которые в своих сочинениях на тему: «В каком городе я хочу жить, когда вырасту», указали два основных критерия — уют и безопасность. Именно для них проект и реализовали через 20 лет (расчётный срок). То есть чётко учитывались пожелания живых людей, — в заключение сказал Акентьев.