Первые составы легкорельсового транспорта (ЛРТ) в Алматы могут появиться уже в III квартале 2020 года. В пятницу, 4 марта, общественности южной столицы в ходе круглого стола рассказали о том, на каком этапе реализации находится проект сейчас и о нюансах его дальнейшей реализации.

Так, стало известно, что в настоящее время группа компаний-консультантов производит расчёты стоимости строительства ЛРТ. Осенью 2016 года, а точнее 9 ноября, намечено провести конкурс среди инвесторов — консорциумов компаний, занимающихся инжиниринговыми, строительными, дизайнерскими услугами, а также производством подвижных составов. Кроме того, дальнейшую эксплуатацию системы ЛРТ также, возможно, будет производить международная компания, имеющая соответствующий опыт.

— Предполагается, что в консорциуме будет как минимум два участника: один будет отвечать за строительство, второй — за техническое обслуживание и эксплуатацию линии, — пояснила «Крыше» руководитель группы по проектному финансированию и инфраструктуре ЦА и Кавказа Жаннат Салимова-Текай.

Предварительная стоимость реализации проекта составляет 95.3 млрд тенге. Из них 72 млрд пойдёт на строительство путей, депо, около 22 млрд — на закуп подвижного состава, остальная сумма — на выкуп земельных участков, расположенных по пути следования линий.

Строительство «лёгкого» трамвая будет осуществляться посредством ГЧП. Государственные затраты составят 36.4 млрд тенге, частные — 58.9 млрд тенге. Потраченные инвестором средства государство восполнит оплатой за доступ к использованию ЛРТ.
— Плата будет состоять из двух частей: фиксированной и переменной. Причём первая будет выплачиваться независимо от пассажиропотока, даже если он будет нулевой. Это предмет тендера, и каждый инвестор будет выставлять размер платы с учётом своей выгоды, — пояснила Жаннат Салимова-Текай.

Кроме этого, по заявлению экспертов, при реализации ЛРТ существует группа рисков, часть которых должно взять на себя государство. Среди них:
1. Коммерческие — если фактический пассажиропоток окажется меньше прогнозного, а также если граждане не будут платить за проезд.
2. Социальные — выкуп участков для проекта, влияние на ландшафт или архитектурное окружение при строительстве линии.
3. Экономические — влияние на трафик на прилегающих автодорогах, на повышение уровня автомобилепользования и др.
4. Технические — задержка строительства, некачественное проектирование.
5. Финансовые — изменение индекса потребительских цен, процентной ставки финансирования, влияние обменных курсов валют.
6. Политические — изменение законодательства РК.
7. Юридические — невыполнение условий соглашения, а также расторжение сделки.

Группа экспертов отметила, что стоимость реализации проекта ЛРТ формировалась в 2015 году, поэтому окончательная сумма будет ещё пересчитываться. Напомним, ранее «Крыша» писала о том, что проект переоценён. По словам организаторов круглого стола, обесценивание тенге является большой проблемой в строительстве ЛРТ. Интерес со стороны инвесторов есть, но участники круглого стола отметили, что планы по появлению в Алматы легкорельсового транспорта пока только на бумаге.

Напомним, проект алматинского ЛРТ — первый на территории СНГ. Общая протяжённость линии составит 22.9 км. Планируется закупить 32 поезда, которые будут двигаться со скоростью 24 км в час и с интервалом 4 минуты в часы пик. Маршрут будет проходить по улицам Момышулы — Толе би — Панфилова — площадь Астана — Макатаева — Жетысуйская.
Депо построят на участке 18 га в индустриальной зоне, расположенной в Алатауском районе Алматы, вдоль улицы Момышулы. Ожидается, что в первый год эксплуатации размер пассажиропотока составит 29 млн поездок, или 80 000 поездок в день. К 2040 году намечено достичь 50 млн поездок в год, или 137 000 поездок в день.