О строительстве метро
О генплане развития Алматы
О сносе жилья
Об изъятии земли
О развитии территорий, присоединенных к городу
О строительстве нового аэропорта
О реконструкции Новой площади

ХАМЗА СЕРГАЛИЕВИЧ ЕСПЕНБЕТОВ :
У меня вопрос, волнующий, наверное, всех горожан. Как идет строительство метро, когда же оно заработает?

- После развала Союза экономические сложности не дали возможности в полной мере финансировать строительство метрополитена. И сроки его ввода многократно отодвигались.

Но в позапрошлом и прошлом годах, побывав на его сооружении и ознакомившись с ходом работ, президент поставил четкую задачу перед правительством - в полном объеме профинансировать строительство первой очереди метрополитена. И на сегодня проблем с финансированием нет.

Для завершения первой очереди метро необходимо 60 миллиардов тенге. Можно было бы все средства выделить и на один год. Но, к сожалению, так быстро освоить подобный объем, тем более на подземном - самом сложном - строительстве, невозможно.

Поэтому мы разбили его на три этапа: 2007-2008-2009 годы. На 2007 год в республиканском бюджете средства предусмотрены и выделены в полном объеме - это 20 миллиардов тенге.

Сейчас, после приобретения нового оборудования, мы продвигаемся со скоростью примерно 350 метров в месяц. До этого скорость была 30 метров. Поэтому нет сомнений, что метро будет сдано в первом полугодии 2009 года.


АЛТЫНАЙ ЖОРМУХАНОВНА ЕРГОЖАЕВА:
Сейчас очень много разговоров о генеральном плане развития Алматы. Хотелось бы услышать о нем подробнее?

- Это очень большой вопрос. Генплан развития Алматы был утвержден правительством в 2002 году, но жизнь меняется, и перед городом ставятся очень масштабные задачи. Какие это задачи?

Это, например, превращение Алматы в международный финансовый центр. Исходя из этого было принято решение выше Аль-Фараби - на сорока с лишним гектарах - реализовать план строительства международного финансового центра.

Следующая масштабная задача заключается в том, чтобы создать такую городскую среду, которая будет благоприятной для жизни. Ведь что такое удобный, благоприятный город? Это город, где есть несколько прекрасных центров, в том числе деловых, которые создают особую атмосферу.

Если вспомнить советские времена, то все города наши были однотипные. В них был какой-то деловой центр, политический, были спальные районы, промышленные. А наша задача заключается в том, чтобы город стал полицентричным.

То есть появились целые районы, где есть вся необходимая социальная инфраструктура - школы, поликлиники, кинотеатры, магазины, развлекательные и прочие объекты, чтобы человек мог жить в нем полноценной жизнью. По этому принципу мы уже начали реализацию ряда проектов.

Например, вокруг озера Сайран на 228 гектарах возводится целый микрорайон, отвечающий требованиям, которые мы ставим. Кроме того, реализуется проект “Мега-Алматы”, начало которому положил многофункциональный торгово-развлекательный комплекс “Мегацентр”, в котором вы, возможно, уже были.

Вокруг этого огромного центра должен вырасти современный микрорайон со всем набором тех услуг и инфрастуктуры, которые я перечислил. Таким образом, генплан рассчитан на то, чтобы не было одного делового центра и чисто спальных и промышленных окраин.

Наша задача заключается в том, чтобы город, начиная с периферии и заканчивая центром, действительно был по-настоящему удобным и благоприятным.

Создается впечатление, что генплан непрерывно корректируется, меняется. Почему же он, по большому счету, остается непрозрачным?

- Честно говоря, это несколько неожиданный для меня вопрос. В дополнение к генплану мы разработали инвестиционную карту города, которую также разместили на нашем сайте.

На ней подробно расписано, где бы мы хотели видеть гостиницы, сервисные и другие объекты, представляющие интерес для бизнеса. Кстати, он составлялся с участием самих бизнесменов, рабочую группу которых возглавлял Раимбек Баталов. И я сожалею, если в доступе к генплану и инвесткарте города существуют какие-то проблемы, я разберусь с этим.


ДАНАТ ЖУМИН:
Некое общественное объединение “Защитим свой дом” выдало такие сведения, что до 2020 года порядка 70 процентов жилого фонда города Алматы пойдет под снос. Насколько это соответствует действительности?

- Сразу могу сказать: это не соответствует истине! Многие на вопросах сноса и реализации генерального плана развития Алматы пытаются поднять свое реноме, индивидуальный рейтинг, находя определенные поводы, чтобы “засветиться”. Наиболее короткий путь для этого - превратить экономический вопрос в политическую тему.

Я могу назвать конкретные цифры. Территория Алматы - 32 тысячи гектаров. Так вот, под сносом, под конкретным сносом находятся всего 3 процента городских земель. Как вы думаете, это много?

Ну не так чтобы...

- А кое-кто пытается создать ощущение, что будто весь город сносят! Теперь другие цифры. В городе у нас более 7 тысяч многоэтажных домов, а ветхих и аварийных - постройки середины прошлого века - свыше 90 тысяч! Если вдуматься в эти цифры, то наш город - большая деревня.

Да, в принципе… - Поэтому надо сносить ветхое аварийное жилье, надо воспользоваться экономическим ростом, благополучием, возможностями строительных компаний, частных инвестиций, чтобы решить эти проблемы.

И еще. В прошлом году в виде компенсации за-стройщиками, инвесторами выплачено гражданам, я имею в виду компенсацию за изымаемые земли и снос ветхого аварийного жилья, 70 миллиардов тенге, эквивалентных более 550 миллионам долларов.

И вряд ли собственники ветхого аварийного жилья когда-либо смогли бы улучшить свои жилищные условия, продав по высокой цене свой дом, зачастую так называемый дом. Поэтому здесь есть много лукавства и много инсинуаций. Чем они порождены, я уже сказал.

БОРИС:
Почему в каждом конкретном случае не объясняется и не детализируется, в чем заключаются государственные нужды, требующие сноса? Город полон слухов, что земля изымается не для государственных, а для коммерческих надобностей…

- Во-первых, требуется корректировка нашего законодательства, которое до сих пор четко не расписывает, что такое государственные, а что - коммерческие нужды. В связи с этим пробелом все изъятия земель, связанные с реализацией генплана, как бы автоматически подпадают под госнужды.

И в том и в другом случае выплачивается адекватная компенсация на основе договоренностей двух сторон. Хочу это подчеркнуть: изъятие земли и жилья производится на основе рыночного переговорного процесса.

Другой вопрос, что в результате резко выросли цены на недвижимость и на землю. Назову цифры. За одну сотку - от 18 до 57 тысяч долларов, за 1 кв. метр индивидуального жилья - от 700 до 3 тысяч, а за 1 кв. метр в многоэтажных домах - от 900 до трех с половиной тысяч долларов.

Причем аппетиты растут, доходит до того, что выставляют требование по 8 тысяч долларов за квадратный метр сносимой жилплощади!

Но так ведь и цена нового жилья уже дошла до такой…

- А это взаимосвязанные процессы. Выше затраты на выкуп - увеличивается стоимость нового жилья. Рынок - инвестору надо получать доход.

Конечно, это не единственная причина баснословной стоимости жилья. Дорожают строительные материалы, 70 процентов которых импортируется. Введение собственных производств просто не поспевает за темпами строительства.

И, безусловно, сказывается практическое отсутствие других секторов для вложения появившихся у бизнеса и населения денег. По-прежнему не развит сам фондовый рынок, активно не работают пенсионные фонды, которые преимущественно лишь собирают средства...

Все это приводит к отсутствию выбора, куда вкладывать деньги. Фактически единственный выбор - недвижимость. Поэтому к нам едут со всего Казахстана, покупают жилье впрок, для детей и внуков.

Вы, наверное, наблюдали новые дома с темными окнами. Квартиры там пустуют, потому что их собственники в Караганде, Павлодаре, Атырау - по всей стране…


БАХТИЯР ТУКБОЛАЕВ:
Расскажите, пожалуйста, как будут развиваться так называемые присоединенные к городу территории? Насколько южная столица гарантирована от социальных взрывов, имевших место в “Шаныраке” и “Бакае”?

- После развала Союза многие сельские территории быстро теряли экономические перспективы, и численность населения там резко сократилась. Но это не означает, что люди куда-то исчезали, происходила очень активная внутренняя миграция, которая привела к тому, что возле Алматы, как и вокруг других крупных городов страны, образовались так называемые сельские поселения.

Сейчас в городе их уже 28, в них проживают более 130 тысяч человек. И не их вина, что в поисках лучшей жизни они двинулись в более благополучные регионы страны, включая Алматы, дабы найти здесь работу, дать возможность своим детям получить образование и обрести жизненное благополучие.

Я их прекрасно понимаю. К сожалению, 15 лет эти сельские поселения оставались один на один с собственными проблемами. Все это дополняет еще и проблема самозахватов. Люди, незаконно заселившие земельные участки, очень часто в охранных зонах, практически оказываются без элементарных социальных благ.

Это самая питательная среда для роста агрессии. Причем они не воспринимают простые доводы, что могут произойти взрыв газа, оползень, подтопление их далеко не фундаментальных строений.

Этим и объясняется ряд известных событий в этих поселениях. Я твердо убежден, что действовать надо гибко в каждом конкретном случае, но в то же время в законодательном поле.

А в целом мы, если уж так сложилось, не должны отмахиваться от этих проблем и должны решать их. В прошлом году принята трехлетняя городская программа, которая обеспечена необходимым финансированием.

Мы взяли на себя обязательства провести туда инженерные коммуникации, газ, воду, электросети, дороги. Кроме того, нужны централизованное теплоснабжение, канализация. Но, к сожалению, на сегодняшний день бюджет с такими затратами справиться не может.

Поэтому мы идем по принципу step by step - шаг за шагом. Выполнив эту трехлетнюю программу, безусловно, двинемся дальше. Городские блага должны быть доступны для этих сельских поселений. И в последующем, и сейчас мы решаем ряд вопросов, связанных с социальным обустройством, строительством школ.

Вот, например, сдаем школу в поселке Шанырак на 1000 ученических мест. Строим еще две школы (тоже по 1000 мест) в Калкамане и “Мамыре”.

И еще. Недавно, будучи в правительстве, одной из болевых проблем я обозначил обустройство присоединенных поселков. Думается, мы получим еще трансферты инвестиционного характера, которые тоже будут направлены на решение этих проблем.


ДИНАРА КУРМАНГАЛИЕВНА:
Имангали Нургалиевич, ваши предшественники строили новый аэропорт, потом говорили, что были какие-то махинации со средствами. После ввода нового аэропорта говорили, что теперь Алматы способен принимать все типы самолетов. Потом вдруг выяснилось, что в Алматы вообще не будут летать рейсы иностранных компаний. Зачем тогда строить новую взлетно-посадочную полосу, новое здание аэропорта? Неужели в Алматы нет других проблем, требующих денег?

- Строительство нового международного терминала и еще одной взлетно-посадочной полосы (ВПП) в аэропорту Алматы - не прихоть градоначальника, а веление времени.

Перед тем как приступить к реализации этого проекта, мы совместно с экспертами одной из французских специализированных компаний, участвовавшей в разработке аналогичных проектов в Европе, Америке, Китае, Корее, Японии, провели масштабное исследование.

Учитывались показатели транспортных потоков, осуществлявшихся через аэропорт Алматы с 80-х годов прошлого столетия, а также рост ВВП, численность населения, промышленного производства и много других данных не только по нашей стране и городу, но и по странам региона.

И эти исследования показали, что к 2010 году емкость международных перевозок для города составит 2 млн. человек, в 2015 году - 4 млн., в 2020 году - 6 млн.

Данные расчеты демонстрируют наш транспортный транзитный потенциал, который мы обязаны задействовать. Кроме того, решение задачи по развитию Алматы в качестве финансового и туристического центра тоже требует от нас привести наши воздушные ворота в соответствие к международным стандартам.

Замечу, что данный проект - исключительно инвестиционный - город затрат не несет. Поэтому говорить о том, что здесь возможны финансовые махинации со стороны властей, нет оснований.

Мы просто поставили перед акционерами аэропорта задачу, чтобы они привлекли средства, взяли кредиты и начали модернизировать аэропорт. Таким образом, взлетно-посадочная полоса стоимостью 60 миллионов долларов будет сдана осенью текущего года.

И это позволит принимать все типы самолетов и сажать их при ограниченной видимости до 50 метров, то есть туманы осенью и снегопады зимой нам уже мешать не будут.

Но с вводом второй ВПП один терминал уже не справится с обслуживанием авиарейсов. Поэтому мы поставили перед собственниками вторую задачу - построить новый терминал возле поселка Красное Поле, ближе к Кульжинскому тракту, и создать вокруг него соответствующую инфраструктуру - современный отель на 200 номеров, торговый комплекс.

Таким образом, ныне действующий терминал будет обслуживать внутренние рейсы, новый - международные. И международные авиакомпании уровня “Люфтганзы”, “Бритиш эйр” будут к нам летать, потому что в этом есть потребность, это выгодно и все условия созданы.


АЛТЫНАЙ КАБИЕВА:
Я слышала о реконструкции Новой площади. И хотела бы узнать подробности. То есть больше слухов, а официальных новостей нет?

- Площадь Республики в Алматы - одна из самых больших, во всяком случае, в СНГ. Ее размеры составляют 580 м х 210 м, и это в несколько раз больше Красной площади в Москве. Но в будни она используется лишь как автомобильный тракт и по своему назначению как место проведения массовых мероприятий для горожан используется несколько раз в год.

А посему возник вопрос: почему не пойти по пути той же Москвы, построившей “Охотный ряд” под Манежной площадью, Киева с его Крещатиком, канадского Квебека - со старейшей площадью, Парижа - с Королевской площадью и не создать в самом центре города современный развлекательный комплекс?

Такая задача нами была поставлена, и недавно мы презентовали общественности проект создания многофункционального общественного центра “Алмалы”, разработанного корпорацией “Базис-А”.

В архитектурном плане он еще будет дорабатываться. Но его “начинка”, безусловно, привлекательна. Во-первых, он дает городу 100 тысяч квадратных метров в центре города, на которых разместятся кафе, рестораны, боулинг, фитнес-центр, бильярдный клуб, детские аттракционы, ледовый каток, торговые площади и паркинг на 1000 мест.

Разве в этих объектах не нуждаются алматинцы? Вы наверняка уже побывали в “Мега-Алматы”. На сегодня это один из самых крупных торгово-развлекательных комплексов нашего города. Но и в нем уже тесно!

Поэтому, я убежден, мы приняли правильное решение. Я не думаю, что было бы правильно из-за декабрьских событий 1986 года, произошедших на этой площади, превращать этот район в подобие Стены скорби.

А на период реконструкции закрывается улица Сатпаева?

- Нет. Мы хотим до марта следующего года все работы, связанные с надземной частью, завершить. Площадь будет выложена гранитной брусчаткой, а остальные работы будут завершены к декабрю 2008 года.

По материалам time.kz