Kolesa.kz Автомобили
Krisha.kz Недвижимость
Правомерен ли отказ?
Большую заинтересованность в легализации имущества проявили жители Астаны. Однако в столичном районе Алматы им пока больше отказывают, чем принимают положительные решения по этому вопросу. В чем дело? За разъяснениями обратились к председателю районной комиссии по проведению амнистии недвижимости Гайдару Касенову.
Вот типичная жалоба: женщина еще в 1980 году сама построила дом и с тех пор жила в нем, исправно платила налоги. Есть у нее и домовая книга. Почему же в легализации отказано?
— То, что она платила налоги, еще не дает основания для легализации. Налоговый комитет собирает налоги по факту наличия недвижимости, независимо от того, зарегистрирована она или нет.
У этой женщины нет решения местного исполнительного органа об отводе ей земельного участка. То есть налицо самострой и самовольное завладение землей. За ней остается право обратиться в суд и попытаться таким путем легализовать свой дом. Статью 244 Гражданского кодекса РК, в которой говорится, что самострой может быть узаконен судом, еще никто не отменял.
Это не единичный случай. В районе Алматы люди самовольно строили дома, в основном, в поселках Промышленный и Железнодорожный. Теперь они обращаются в комиссию по легализации. Но, повторюсь, если нет постановлений местных исполнительных органов об отводе участков, то по таким делам мы не можем вынести положительные решения.
Мы не вправе легализовывать все подряд. Допустим, легализуем аварийный дом, он обрушится, погибнут люди. Кто будет нести за это ответственность? Есть и вторая позиция. Легализируя весь самострой без разбора, мы ущемляем права законопослушных граждан. Получается, любой может захватить землю и потом пытаться ее узаконить.
Сейчас много недовольства выражают дачники, не успевшие в свое время оформить документы на свои участки. Действительно ли комиссия им всем отказывает в легализации?
— Согласно Генеральному плану на территории Астаны сейчас не предусмотрены дачные общества. Граждане, не успевшие вовремя оформить документы, теперь действительно не смогут получить землю в собственность. Однако мы предлагаем людям заключить договор аренды на эти участки с городским управлением земельных отношений.
Насколько правомерно не легализовывать дома, коттеджи, построенные на дачных участках, если государственный акт на право владения землей у владельцев есть?
— Стоит внимательно прочитать этот документ. В нем четко указано, что данная земля предназначена для ведения садоводства. Соответственно, построенные и не оформленные в свое время дома на садовых участках теперь не могут быть легализованы. Также не может быть узаконен второй жилой дом на участке, предназначенном для одного строения. Ведь это противоречит архитектурным требованиям, санитарным нормам. Неправомерен подход некоторых наших граждан, считающих: «Земля моя — что хочу на ней, то и делаю».
На втором месте после дач по «популярности» легализации идут гаражи. А как с ними обстоят дела?
— Каждый случай рассматриваем индивидуально. Бывает так, что гаражи, представленные к легализации, попадают под снос. Некоторые заявители даже имеют уведомление о сносе и все равно приходят на комиссию. В таком случае, если есть решение акима об отводе земельного участка под строительство, легализовать постройки на этой земле мы не вправе.
Люди зачастую думают: подали заявление, и комиссия решает вопрос по своему усмотрению. А на самом деле каков механизм?
— Требуется одобрение департамента архитектуры, пожарных, СЭС. То есть мы направляем запросы в эти ведомства. У людей, которые этого не знают, складывается мнение о волоките. Комиссия может вынести три решения: легализовать, отправить на дальнейшее рассмотрение или отказать. Хотя многие почему-то уверены, что принятие заявления на дальнейшее рассмотрение автоматически означает легализацию.
На самом деле это не так. Пройдя один этап, заявление может быть отклонено на другом. Допустим, одобрил департамент архитектуры, а СЭС признала недопустимым. Акт ввода имущества в эксплуатацию подписывается департаментом архитектуры, ГАСК, санитарно-эпидемиологическим надзором. Правила организации проведения приемки объектов в эксплуатацию утверждены постановлением Правительства. Поэтому процесс проводится в рамках правового поля. И в законе о легализации все расписано. Вот статья 3 ясно говорит, что не подлежит легализации имущество, предоставление прав на которое не допускается законами РК.
На сегодня в районе Алматы принято к рассмотрению 1 196 заявлений на 2 063 объекта стоимостью 406 миллионов, перечислено взносов в доход государства 24,5 миллиона тенге. Заседания проводятся два раза в неделю, но комиссия работает практически каждый день.
Принимаются ли какие-то меры, чтобы ускорить работу комиссий по амнистии недвижимого имущества?
— Десятипроцентный сбор за легализацию можно платить в любое время — с момента подачи документов на легализацию и до государственной регистрации прав на имущество. Раньше нужно было это делать заранее, а в случае отказа приходилось возвращать деньги. Это и создавало трудности.
Игорь ПРОХОРОВ, kazpravda.kz
Вот типичная жалоба: женщина еще в 1980 году сама построила дом и с тех пор жила в нем, исправно платила налоги. Есть у нее и домовая книга. Почему же в легализации отказано?
— То, что она платила налоги, еще не дает основания для легализации. Налоговый комитет собирает налоги по факту наличия недвижимости, независимо от того, зарегистрирована она или нет.
У этой женщины нет решения местного исполнительного органа об отводе ей земельного участка. То есть налицо самострой и самовольное завладение землей. За ней остается право обратиться в суд и попытаться таким путем легализовать свой дом. Статью 244 Гражданского кодекса РК, в которой говорится, что самострой может быть узаконен судом, еще никто не отменял.
Это не единичный случай. В районе Алматы люди самовольно строили дома, в основном, в поселках Промышленный и Железнодорожный. Теперь они обращаются в комиссию по легализации. Но, повторюсь, если нет постановлений местных исполнительных органов об отводе участков, то по таким делам мы не можем вынести положительные решения.
Мы не вправе легализовывать все подряд. Допустим, легализуем аварийный дом, он обрушится, погибнут люди. Кто будет нести за это ответственность? Есть и вторая позиция. Легализируя весь самострой без разбора, мы ущемляем права законопослушных граждан. Получается, любой может захватить землю и потом пытаться ее узаконить.
Сейчас много недовольства выражают дачники, не успевшие в свое время оформить документы на свои участки. Действительно ли комиссия им всем отказывает в легализации?
— Согласно Генеральному плану на территории Астаны сейчас не предусмотрены дачные общества. Граждане, не успевшие вовремя оформить документы, теперь действительно не смогут получить землю в собственность. Однако мы предлагаем людям заключить договор аренды на эти участки с городским управлением земельных отношений.
Насколько правомерно не легализовывать дома, коттеджи, построенные на дачных участках, если государственный акт на право владения землей у владельцев есть?
— Стоит внимательно прочитать этот документ. В нем четко указано, что данная земля предназначена для ведения садоводства. Соответственно, построенные и не оформленные в свое время дома на садовых участках теперь не могут быть легализованы. Также не может быть узаконен второй жилой дом на участке, предназначенном для одного строения. Ведь это противоречит архитектурным требованиям, санитарным нормам. Неправомерен подход некоторых наших граждан, считающих: «Земля моя — что хочу на ней, то и делаю».
На втором месте после дач по «популярности» легализации идут гаражи. А как с ними обстоят дела?
— Каждый случай рассматриваем индивидуально. Бывает так, что гаражи, представленные к легализации, попадают под снос. Некоторые заявители даже имеют уведомление о сносе и все равно приходят на комиссию. В таком случае, если есть решение акима об отводе земельного участка под строительство, легализовать постройки на этой земле мы не вправе.
Люди зачастую думают: подали заявление, и комиссия решает вопрос по своему усмотрению. А на самом деле каков механизм?
— Требуется одобрение департамента архитектуры, пожарных, СЭС. То есть мы направляем запросы в эти ведомства. У людей, которые этого не знают, складывается мнение о волоките. Комиссия может вынести три решения: легализовать, отправить на дальнейшее рассмотрение или отказать. Хотя многие почему-то уверены, что принятие заявления на дальнейшее рассмотрение автоматически означает легализацию.
На самом деле это не так. Пройдя один этап, заявление может быть отклонено на другом. Допустим, одобрил департамент архитектуры, а СЭС признала недопустимым. Акт ввода имущества в эксплуатацию подписывается департаментом архитектуры, ГАСК, санитарно-эпидемиологическим надзором. Правила организации проведения приемки объектов в эксплуатацию утверждены постановлением Правительства. Поэтому процесс проводится в рамках правового поля. И в законе о легализации все расписано. Вот статья 3 ясно говорит, что не подлежит легализации имущество, предоставление прав на которое не допускается законами РК.
На сегодня в районе Алматы принято к рассмотрению 1 196 заявлений на 2 063 объекта стоимостью 406 миллионов, перечислено взносов в доход государства 24,5 миллиона тенге. Заседания проводятся два раза в неделю, но комиссия работает практически каждый день.
Принимаются ли какие-то меры, чтобы ускорить работу комиссий по амнистии недвижимого имущества?
— Десятипроцентный сбор за легализацию можно платить в любое время — с момента подачи документов на легализацию и до государственной регистрации прав на имущество. Раньше нужно было это делать заранее, а в случае отказа приходилось возвращать деньги. Это и создавало трудности.
Игорь ПРОХОРОВ, kazpravda.kz
Смотрите также:
Срок легализации имущества в Казахстане истекает 1 апреля
В Казахстане легализовано недвижимости на сумму более 12,5 млрд. тенге
Чтобы легализовать незаконное жилье